Хотите, чтобы ваш автомобиль стал внутри больше, чем снаружи? Тогда
установите в крышу вашей машины люк. Люк, как известно, нужен всем — и
заядлому охотнику, чтобы стрелять дичь из передвижного укрытия, и
фотографу, который предпочитает необычные ракурсы съемки, да и нам —
простым смертным, которые просто любят легкий ветерок и солнце над
головой.
Существует два типа люков, устанавливаемых не на конвейерах, а в
сервис-центрах, — жесткие со стеклянной панелью и мягкие со сдвижным
водонепроницаемым полотном. И те и другие выпускаются с ручным или
электромеханическим приводом. Кроме того, стеклянные люки (некоторые из
которых могут комплектоваться дополнительными солнцезащитными шторками)
делятся на сдвижные и подъемные. На выбор тех или иных люков, как и
многих других автоаксессуаров, оказывает влияние своеобразная мода.
Совсем недавно предметом острых желаний многих автолюбителей были
подъемные люки с ручным приводом, простые и недорогие. Другое дело
сейчас — спрос пошел, в основном, на люки сдвижные, да еще и с
электромеханическим приводом. Объясняется это, скорее всего, двумя
причинами. Во-первых, что ни говорите, а материальные возможности людей
растут. Во-вторых, меняются и сами автомобили, в том числе и российские.
Согласитесь, что и новая «Волга», и «десятое» семейство заслуживают
более солидного оформления. Им сдвижные люки подходят куда больше
подъемных. И еще один довод в пользу сдвижных люков. Они не «вступают в
противоречие» с багажниками, которыми пользуются многие автомобилисты.
А вот солидному универсалу или представительскому лимузину подошел бы
Aero Top 2 длиной почти 1,2 м. На российском рынке представлены люки
нескольких западных фирм. Это, в первую очередь, немецкие Webasto,
получившие теперь новую торговую марку Webasto Holland, французские
Mistral фирмы Automaxi, итальянские и венгерские. Наибольшим спросом, да
и возможностями, отличаются именно немецкие и французские. Наиболее
полная программа — 12 моделей — у фирмы Webasto Holland: 3 механических
подъемных, 3 ручных сдвижных и 6 сдвижных с электроприводом (среди них
Aero Top с мягким верхом). Большая часть (6 моделей) имеет
унифицированную рамку размером примерно 390 мм (длина) х 760 мм
(ширина). 5 моделей большего размера — 480х825 мм соответственно.
Размеры люка Aero Top — 782х1080 мм. Мощный профиль окантовочной рамы
обеспечивает достаточно высокую жесткость крыши, из которой вырезается
приличный кусок.
Французская Automaxi предлагает две модели подъемных люков с ручным
приводом и одну — сдвижную, также с ручным приводом. Их основное
преимущество — невысокая стоимость и большая надежность. Mistral 2,
например, одна из самых популярных моделей на российском рынке. Люки
этой серии хорошо вписываются в конструкцию «восьмерок» и «девяток»,
имеющих прочную арку жесткости крыши. Одной из самых простых в установке
и доступных по цене считается модель Junior Top фирмы Webasto Holland
(размеры 390х760 мм, стоимость в рознице 130 у.е.). Близко к ней и по
размерам, и по стоимости стоит уже упомянутая Mistral 2. Более сложными
считаются немецкие люки серии Top Slider и французские Panoramic и
Clairauto. Они и покрупнее, и подороже (до 450-470 у.е.) Решившись на
установку люка, прежде всего постарайтесь поговорить с вашими соседями
по гаражу или стоянке. Обычно у каждого из них имеется немалый опыт
«общения» с прозрачной крышей. Учтите, что установив люк, вам не
останется ничего другого, кроме радости от содеянного. Вернуться к
первозданному состоянию автомобиля уже не удастся.
Следующий шаг — выбор модели. Естественно, что в «пятерку» или
«шестерку» вряд ли кто-нибудь затеет ставить Aero Top 2 за 800 у.е.
Проблема выбора в другом. Подъемные люки, например, «поднимают»
воздушный поток над крышей, почти не меняя аэродинамических
характеристик автомобиля. Более «крутые» сдвижные люки как бы помогают
воздушному потоку «забраться» внутрь машины, где он создает завихрения. С
другой стороны, подъемные люки не совместимы с багажниками на крыше,
сдвижные же с ними спокойно уживаются. И если вы, к примеру,
дачник-строитель, рыбак или охотник, то такая «совместимость» может
оказаться решающей.
Выбрав тип люка, отправляйтесь к установщикам и узнайте, какая из
моделей выбранного вами типа годится именно для вашего автомобиля.
Несколько пояснений. Кроме того, что рамка каждого люка имеет заданную
кривизну, в момент установки она «подтягивает» крышу под свою форму,
слегка ее меняя. Поэтому далеко не каждый люк подойдет к любому
автомобилю. Например, есть проблемы с их установкой в тольяттинские 2104
и 2112. В первом случае мешают две продольные отштамповки на крыше, во
втором — большая кривизна крыши и проходящая под обивкой потолка
разводка электрической сети. Тем не менее и для этих машин можно
подобрать свои модели. Выбирая люки, обратите внимание на стекла. Они
могут отличаться плотностью тонировки, наличием зеркального покрытия.
Стекла также могут быть гладкими или иметь рельефное растровое
противосолнечное покрытие. Более плотные стекла защищают от солнечных
лучей, но снижают эффект распахнутого окна. Зеркальное покрытие более
прозрачное, но менее стойкое. Выгорая, оно будет терять привлекательный
внешний вид. Растрированные стекла быстрее пачкаются и их труднее мыть,
но они хорошо защищают от солнечных лучей. Гладкие не защищают от солнца
вовсе, но дают много света. Выбор стекол — дело вкуса. Так же, как и
выбор шторки. Есть желание и деньги — ставьте, нет — люки и так хороши.
Прощаясь со стальной крышей, перво-наперво, сохраните вырезанную часть.
Ведь места в гараже она много не займет. И если кто-нибудь из соседей
невзначай уронит на крышу вашего любимца кусок карниза, можно
использовать «вырезку» в качестве временной заплатки. Обязательно
поставьте автомобиль с обновкой под машинную мойку минут на 10-15. Этого
вполне достаточно, чтобы убедиться в герметичности установки. Если что,
вернитесь к установщику. В процессе эксплуатации люка старайтесь
открывать его как можно чаще. Длительное поджатие стекла к
уплотнительной резинке приведет в итоге к ее ужесточению и
растрескиванию. Принимая готовую машину, обратите внимание на плотность
подгонки обивки потолка к уплотняющей рамке. Она должна лежать ровно, не
провисать и не иметь пузырей. Люки некоторых моделей, например, Mistral
2, имеют замки для снятия стекол. Это нехитрое приспособление может
превратить ваш автомобиль почти в настоящий кабриолет. Снимая стекло,
укладывайте его в салоне как можно аккуратнее. В это трудно поверить, но
случалось, что на брошенное на сиденье стекло в спешке просто садились.
А стоит оно немало. Вот, пожалуй, и все хитрости выбора, установки и
использования люков. Согласитесь, проблем немного. А удовольствия —
гораздо больше!
|