Вспомните, сколько в свое время ходило забавных анекдотов о взаимных
отношениях «запорожцев» с иномарками. А теперь представьте, как на
соревнованиях по дрег-рейсингу модель Запорожского автозавода по имени
«Таврия» легко обходит БМВ-М5, под капотом которого больше полутысячи
лошадиных сил. Вот вам и анекдот!

Правда, в нашем случае от серийного ЗАЗ-1102 осталось лишь название,
да и то дополненное индексом Т3. Грандиозный объем переделок кузова
выдает приземистый силуэт – у хэтчбека укоротили стойки и опустили
крышу. Ветровое стекло, разумеется, изготовлено на заказ, боковые
уступили место плексигласовым, по форме новых проемов. Но все это лишь
вершина айсберга, невидимая часть которого – меры по усилению несущего
кузова. Под капотом виден двойной металл колесных арок, усиленные
швеллерами точки в зоне опор стоек передней подвески. А вдоль днища
тянутся лонжероны от «Нивы».
В единую силовую структуру кузов превращает каркас безопасности.
Конечно, процесс посадки-высадки усложнился, особенно если принять во
внимание меньшую высоту салона, но пассивная безопасность гоночного
автомобиля должна быть на высоком уровне. А это именно гоночный болид –
ведь усиленный передок вместил вазовский шестнадцатиклапанник, мощность
которого без наддува и впрыска закиси азота оценивают примерно в 200
л.с. Выражаясь сленгом двигателистов, мотор «квадратный»: ход поршня и
диаметр цилиндра равны 84 мм. В итоге рабочий объем возрос до 1860 смз.

Особое внимание, как водится, уделили головке цилиндров.
Распредвалы, командующие «фордовскими» клапанами (на впуске
32-миллиметровые, на выпуске – 28) обеспечивают им подъем на 12 мм.
Пружины – проверенной марки «Шрик». Четырехдроссельный впуск тоже
именитый, но уже работы российского специалиста Брагина. Достаточно
эффективный бензонасос позаимствовали у одной из моделей «Мерседеса»,
форсунки повышенной производительности фирмы «Бош».
Зажиганием заведует модуль с логотипом «Джи-Эм», но он перекочевал
сюда не с первых вазовских впрысковых моторов, а с корейского «Дэу».
Почему бы и нет – главное, чтобы исправно выполнял свои функции и не
подвел в ответственный момент. В системе зажигания есть еще одна
особенность – «холодные» свечи. Выпускной коллектор выполнен по схеме
4–2–1, резонатор фактически отсутствует – его сменила труба-прямоток.

Трансмиссия пока уступает возможностям мотора, хотя и ее не обошли
вниманием. Металлокерамическое сцепление «Клатчнет» справляется с
нагрузками, а вот коробка будет модернизироваться. Механизм
переключения кулачковый, что требует определенных навыков. В
дальнейшем, скорее всего, селективную схему выбора сменит
«секвенталка».
В ходовой части любопытна не столько задняя подвеска (она осталась
«таврической» и лишь усилена), сколько передняя. Ее схема напоминает
ту, что применялась на «сорок первом» «Москвиче»: нижние рычаги от
ВАЗ-2109 трудятся совместно с поперечной штангой, которая по
совместительству играет роль стабилизатора поперечной устойчивости.
Стойки позаимствованы у «Ниссана-Алмера», шаровые опоры – у вазовской
«девятки». Верхние опоры остались стандартными. Для торможений после
заездов на спринтерские дистанции хватает возможностей механизмов
ВАЗ-2112.

Чтобы потенциал силового агрегата не расходовался на пустое
выделение тепловой энергии, на передней оси установлены покрышки типа
слик шириной 200 мм. Пятнадцатидюймовые легкосплавные колеса
различаются: спереди – тольяттинской фирмы Slik, сзади СМЗ из
магниевого сплава. Кстати, тот факт, что на них смонтированы зимние
шины «КонтиВинтерКонтакт» – вовсе не индейская хитрость, просто пока не
нашлось подходящих. Впоследствии, конечно, появятся более уместные шины
с меньшим сопротивлением качению.
На весь проект ушло два с половиной года. Изначально авторы,
получившие по наследству «Таврию», намеревались всего лишь улучшить ее
ходовые качества. Но после установки мощного мотора, который потребовал
серьезной переделки передка, лавина доработок покатилась с нарастающей
скоростью. Сейчас «Таврия-Т3» не появляется на городских дорогах. Тому
немало причин: ездить на таком аппарате некомфортно, а не спеша –
невозможно. Это еще один боевой дрегстер, удел которого – просыпаться
только перед стартом соревнований. И пробуждение это не оставляет
равнодушным никого – ни зрителей, ни соперников.
|