Большие автомобили предоставляют своим хозяевам
много возможностей для усовершенствования. Но обычно от таких машин и
ожидают большего. Кого теперь удивишь хорошим звуком в легковом
автомобиле? Другое дело – домашний кинотеатр в доме на колесах.
Владелец новенького Volks-wagen Transporter собирался использовать его
для дальних путешествий и воскресных поездок на природу. Однако
возможности машины показались ему недостаточными даже после того, как
над ней основательно потрудились немецкие профессионалы, превратившие
серийный микроавтобус в комфортабельную дачу на колесах. Киевским
мастерам была заказана комплексная инсталляция. Кроме акустической
системы, специалисты монтировали в микроавтобус телевизионную систему с
тремя экранами и комплект внешнего видеонаблюдения.
Инсталляторы планировали сохранить всю отделку салона нетронутой, но
впоследствии оказалось, что целесообразно будет кое-что
усовершенствовать. В частности, по ходу дела уплотнили стыки панелей,
улучшив их шумоизоляцию. Но в целом штатные детали интерьера старались
изменять как можно меньше.
И сидя, и лежа…
Задачу установщиков усложняли особые пожелания заказчика. Он хотел,
чтобы звуковая сцена оставалась «правильной» независимо от того, где
находится слушатель – сидит в передних креслах или лежит на диване в
верхнем ярусе.
Из этого и исходили, выбирая схему построения звука 4+1. Пару динамиков
расположили на потолке над складывающейся частью верхнего дивана –
чтобы разложенный пружинный матрац не отсекал звуковой поток от
слушателей в нижней части салона. Вторую пару компонентной акустики
установили в штатных местах в передних дверях и на торпедо. Сабвуфер
Infinity Perfect 10.1 поместили в нижнем заднем диване. Расположенный в
нем отсек для постельного комплекта и мелкого багажа пришлось
уплотнить. Отгородив динамик от подушек-простыней и удочек защитной
перегородкой, рядом установили 5-канальный усилитель Alpine MRV F450.
Места внутри диванного ящика было достаточно, но немалые осложнения
вызвало то, что данное сиденье должно было сохранить подвижность.
Вопрос удалось решить с помощью петли и хитроумного размещения кабелей.
В автомобиле оставили штатное головное устройство, а внизу центральной
консоли установили DVD-проигрыватель Pyle. Коммутацию проводки
«верхней» и «дверной» пар динамиков выполнили таким образом, чтобы
пассажиры могли с помощью кнопок изменять направление «фронта» и
звуковой поддержки. Если источником сигнала служит CD-чейнджер или
тюнер головного устройства, в качестве фронтальных работают динамики
Mac Audio MacIron 2.16 в дверях и на торпедо, а пара «потолочных»
громкоговорителей Planet Audio выступает в роли поддержки. Когда
владелец, сидя в развернутом кресле или лежа на диване, смотрит
расположенный сзади телевизор, звук распределяется несколько иначе.
«Потолок» несет фронтальный сигнал, а акустика Mac Audio работает как
поддержка. Сабвуфер при любом раскладе остается в своей тумбе,
обеспечивая «звуковую картинку» басами.
Основой для инсталляции послужил микроавтобус Volkswagen Transporter
Westfalia в версии California exclusive. Специализированная фирма в
Германии превратила стандартный Transporter в дачу на колесах.
Базовый автомобиль взят в исполнении Syncro – с полным приводом и дизельным двигателем.
Бортовое телевидение
Немало пришлось повозиться и с телевизионным оснащением комфортабельной
«автодачи». Три плоских экрана работают как все вместе, так и по
отдельности. Большой 17-дюймовый телевизор Samsung на двери санузла
служит прежде всего монитором для DVD-проигрывателя. Кроме того, он
может транслировать телепередачи от TV-тюнера, антенны которого
спрятаны в радиопрозрачном заднем бампере машины. Синхронно с большим
Samsung работает маленький экран Prology HDTV650, укрепленный на
водительском подголовнике. Точно такой же монитор занимает место
традиционного салонного зеркала заднего вида. Этот экран по-настоящему
многофункционален – он работает синхронно с парой вышеназванных
«коллег», а также передает картину с задней парковочной, боковых и
обзорных камер. В режиме зеркала, чтобы изображение выглядело
привычнее, монитор инверсирует его, делая зеркальным. Естественно,
переключиться в режим «зеркало» можно в любой момент, даже если по
основному бортовому телеканалу в это время транслируются DVD–мультики
или эфирные программы. Подсказки навигационной системы также выводятся
на этот монитор.
Большой экран установили на такой высоте, чтобы его было хорошо видно
как из кресел, так и со «второго этажа». Заднюю часть этого плоского
монитора со стороны санузла прикрыли зеркалом. Открывающаяся в обе
стороны дверь, в которую он встроен, оснащена защелками для фиксации в
разных положениях; это защищает телевизор от лишних сотрясений во время
движения.
Наконец, для зрителя-индивидуалиста предусмотрена возможность смотреть
большой телевизор в персональных наушниках. Поскольку провода в данном
случае выглядели бы неуместно, стереотелефоны оснастили беспроволочным
передатчиком, излучатель которого укреплен на потолке перед экраном.
Круговой обзор
Заказчик решил, что будет нелишним полноценный обзор на все четыре
стороны в движении и на стоянке. Поэтому в микроавтобусе предусмотрены
пять наружных видеокамер. Все они – типа Fish eye (рыбий глаз), то есть
широкоугольные с большим углом поля зрения. По одному «глазу»
установлено в верхней части по бокам фургона, передняя камера (под
номерным знаком) одновременно является парковочной. На заднем борту
автомобиля две камеры: обзорная (она же – датчик «зеркала» заднего
вида), спрятанная в эмблеме VW, и парковочная. Последняя, размещенная в
верхней части кузова, все время «смотрит» вниз, помогая водителю
парковаться.
Изображение от каждой из камер можно поочередно выводить на малый
передний монитор, пользуясь дополнительным селектором, установленным на
центральной консоли. Во время движения приоритет предоставляется
обзорной камере заднего вида.
Энергообеспечение
Под стать уровню дополнительного оснащения Volkswagen – его система
энергообеспечения. Фактически бортовых сетей в обитаемом отсеке
микроавтобуса две – 12 В постоянного тока и 220 В переменного. На
стоянке в кемпинге, где есть возможность подключиться к стационарным
силовым щитам, все оборудование питается от сети 220 В через
соответствующий преобразователь. При выезде на природу полную
автономность обеспечивают два мощных 12–вольтных аккумулятора и
дизель-генератор Yamaha, который во время движения размещается под
наружным люком в задней части кузова. Его энергии с лихвой хватает и
для богатого электронного оснащения «дачи», и для освещения, и для
«микроволновки» с прочим кухонным оборудованием. Кстати, конструкция
предусматривает еще 200-литровый запас воды для душа и мойки, а также
взрывобезопасный газовый баллон для плиты в «морском» исполнении.
Придумать что-нибудь для более комфортного отдыха уже сложно.