Когда я собрался поставить звук в новой машине, то решил, что
маленький «Никон Кулпикс» сможет лучше рассказать о том, что и как
удалось сделать. Сами понимаете, увидеть один раз или сто раз прочитать —
вещи совершенно разные, да и не всегда у меня хорошо получается слова
друг к другу точно подгонять. Стенки сабвуфера — другое дело, тем более
что делать мне пришлось это, кроме шуток, 12 раз подряд.
Попробую теперь рассказать, как было дело. А начну вот с чего, чтобы
избежать кривотолков и сразу настроиться на правильную частоту. Я люблю
Kicker. Именно люблю, а не ищу в этом выгоды. И если кому-то это
непонятно, то я могу только посочувствовать. Вам не повезло в жизни, вы
не знаете, что такое любовь. Кроме как за деньги. Впрочем, большинство
читателей журнала меня, я уверен, поймут.
В моей старой машине, вазовской «четвёрке», сабвуфером работал
18-дюймовый квадрат «Кикера». Появился он там вопреки рекомендациям,
просьбам и уговорам всех тех, кто так или иначе знал о моей затее. Они в
один голос утверждали, что это чудовище создано исключительно для
соревнований по звуковому давлению и добиться от него сколько-нибудь
приличного музыкального баса невозможно. На самом деле «невозможно» —
это плохое слово, неправильное, на правду больше похоже «нет желания
найти возможность», а мы ещё не в этом возрасте, правильно? Поэтому я и
решил всем доказать, что кикеровский саб можно научить не только давить
звуком SPL-микрофон, но и бережно обращаться с нюансами музыкальной
грамоты. Причём и то и другое делать в салоне обычных «Жигулей».
Первая часть затеи удалась относительно легко, в классе «Bass Super»
по версии SPL-клуба машина заняла третье место. И, как потом выяснилось,
имела бы очень неплохие шансы на победу в борьбе с монстрами из «Bass
Extreme». А про музыкальные возможности системы я уже знал и сам,
наслушался во время настройки. Да и друзья-товарищи не дали бы погибнуть
в пучине заблуждений, поверьте, каждый, кто заходил в гараж, непременно
забирался в салон послушать систему, и слушали они именно музыку, а не
соревновательное «Брррррр». Ценители системы нашлись и вне гаражного
пространства. Забавная история получилась как-то вечером, когда поехал
по делам на другой конец города. Еду себе, никому не мешаю, вдруг смотрю
— два джипа аккуратно, но настойчиво прижимают меня к обочине.
Предположить можно было всякое, но я не робкого десятка, остановился,
опускаю стекло и интересуюсь так вежливо, что, мол, за незадача у
мужиков случилась, может, помочь чем? Оказывается, свет фар высоко
стоящего джипа выхватил в темноте выдающийся калибр «Кикера» в задней
полке моей «четвёрки», джипперы самым ожидаемым образом пропёрлись и
решили узнать, есть ли связь между этой штукой и волнами баса,
прорывавшимися наружу «четвёрки», а снаружи — внутрь их пальцованного
внедорожника. Завязался нормальный мужской (не пацанский, а мужской,
есть разница) разговор, сели, послушали, и спустя три дня один из новых
знакомых позвонил и попросил поставить такой же сабвуфер в его машину.
Вот что «Кикер животворящий» делает, а вы говорите...
Однако «четвёрка» своё отъездила, и на смену ей пришла «десятка».
Скажу вам прямо, и можете крутить пальцем у виска сколько угодно, хоть
двумя руками крутите: машину выбирал под аудиосистему. Салон жёстче и
меньше, утечек не так много, хотя позже я заключил, что «четвёрка» мне
нравилась больше. Это как первая любовь, не забудешь никогда.
Так вот, значит, «десятка». Разумеется, весь салон я разобрал и укрыл
панели кузова белой «пенкой». Она и салон мне заглушила, и все
дырки-щели заткнула, даже в уголках зеркал пригодилась, на фотографии,
там где ручка зеркала, хорошо видно. Хотя мне нравятся соревнования
SPL-клуба, никто не может меня упрекнуть, что диапазону частот выше 100
Гц я не уделил никакого внимания, совсем даже наоборот. Кузов новой
машины — совсем другой, и положение пищалок я искал по-честному, с
чистого листа, как говорится. Перепробовал все места, мыслимые и
немыслимые, начиная с подушки передних сидений и заканчивая задником
салонного зеркала. Кстати, эти два крайних случая дали очень даже
недурные и интересные варианты звучания. Но всё же «велосипед» с
пищалками, похоже, уже придуман, поэтому своё окончательное место
ВЧ-головки нашли на передних стойках, на уровне ушей, и смотрят на
середину лобового стекла. Если кого интересуют технологии самодельщика —
пожалуйста, секрета здесь нет никакого, чашки, прикрученные к
накладкам, обмазываются автомобильным пластилином, потом напильником всё
это дело округляется, облагораживается, шлифуется шкуркой и
затягивается мягкой кожей. Жёсткую не люблю, очень тяжело её укладывать.
На весь монтаж пищалок у меня ушёл один день.
Начало салонному тюнингу положила нижняя часть «десяточной» торпедо.
Новая заказная деталь с плавными обводами мне нравится больше, к тому же
я поставил новый щиток приборов белого цвета и блок решёток с кнопками и
ручками. С «головой» чудить смысла не было, её оставил внизу, у ручки
КПП. Что ещё по передней части салона? Да вроде больше ничего.
Теперь мидбасы, для «моих» музыкальных стилей нужны две пары. Одной
6,5-дюймовкой хороший клуб, металл и другие тяжёлые стили не поднять.
Сделал двойной подиум на запененной фанере — как это делается, написано
было уже не раз, потом закрепил его на двери восемью саморезами, по
четыре в каждом отверстии под динамик. А уже к фанере притянул корзины
динамиков, закрутив на каждой 12 раз подряд саморезы помельче, итого 48,
если считать оба борта. Катушки динамиков включены в параллель, рабочий
ток ожидался хороший, значит, и сечение акустических кабелей нужно
выбирать соответствующее. Я решил вместо двух толстых кабелей провести
четыре потоньше, по паре на каждый мидбас, заодно получился настоящий
би-вайринг, на фото видно. Чтобы сделать двери, пришлось повозиться 4
полных дня с утра и до вечера.
На что ушло ещё 2 месяца? На сабвуфер. Расчёт корпуса саба на
18-дюймовом SoloX даёт хороший результат, когда речь идёт о небольших
уровнях сигнала, и очень приблизительный, когда сабвуфер работает на
уровнях громкости, более мне привычных. С этим пришлось столкнуться ещё в
старой машине. И чтобы получить от динамика всё, что он может, надо
кропотливо и не торопясь менять параметры оформления и оценивать
получившийся результат. На слух, а как иначе? Выглядело это так: двое
суток (не дней!) подряд, на строгом рационе из пива и сигарет
изготавливается очередной вариант ящика, все стенки плотно подгоняются
одна к другой, а готовый короб монтируется на место. То есть не
какой-нибудь короб, а именно готовый, разве что без отделки. Потом
несколько часов здорового сна, горячая пища и снова в гараж, теперь уже
слушать. Примерно через час «заслушки» диагноз становился ясен, саб
разбирался, стенки помечались и откладывались в сторонку. Что потом?
Потом — двое суток подряд на известном рационе, и так 12 раз подряд.
Зато результат стоит того — отличный бас, без намёка на запаздывание и с
невероятным запасом звукового давления. Чтобы получить аналогичный
результат, можете воспользоваться моим опытом: берёте головку Kicker
SoloX S18X2D (с двумя 2-омными катушками), из двух слоёв
25-миллиметровой фанеры делаете ящик объёмом 117 литров, в котором
выгораживаете два фазика объёмом по 58 литров каждый. И всё: 12 раз
подряд я за вас уже сделал, вы можете использовать свои попытки для
чего-то другого. Не забудьте, конечно, каждую катушку саба подвести к
усилителю своей парой проводов, поверьте, тянуть два тонких кабеля
легче, чем один толстый.
Отношение к марке «Кикер» у меня особое, и вовсе не потому, что я её
продаю. Наоборот, я её покупаю потому, что для моей музыки и моей
системы эти компоненты самые подходящие. В «четвёрке» перебывало много
других именитых брэндов, но больше всех мне понравился «Кикер», поэтому
не удивляйтесь, что даже на клеммах аккумуляторов есть логотип этой
марки. Надеюсь, что на соревнованиях я об этом не пожалею и коллекция
моих призов вырастет. Хотя бы ещё раз 12, можно и не подряд...
ВАЗ-2110
ТИП СИСТЕМЫ: аудио
СОСТАВ: 2-полосный фронт + сабвуфер
ИСТОЧНИК: Pioneer DEH-P9600MP
УСИЛИТЕЛИ: Kicker KX600.1, KX1200.1
АКУСТИКА: Kicker R25, SSMB6
САБВУФЕР: Kicker SoloX S18X2D
|