Автомобиль в начале проекта: ВАЗ-21093. Двигатель: V1500, 8 клапанов,
карбюратор. КПП: 12й ряд, главная пара 4,3. Алюминиевое антикрыло на
крышке багажника, неоновая подсветка днища.
Все
началось с того, что летом 2003 года к нам обратился Dozer с просьбой
построить 16V впрыск 1600 с валами 9,5 - 9,8, так как его мотор был уже
не первой свежести и не удовлетворял владельца по всем параметрам. После
согласования всех моментов началась закупка деталей. Первым делом была
куплена голова, которая подверглась существенным изменениям. Потом
появились поршни, колено, распредвалы, разрезные шестерни и т.д.
В
какой-то момент, когда, казалось бы, машинокомплект был приготовлен, я
достал с полки турбину (небольшую, но современную), интеркулер, масляный
радиатор со всеми подводками и еще много интересных запчастей. В это
время неожиданно появился Dozer. Он увидел все это оборудование, и через
некоторое время мысль строить очередной атмосферник покинула его.
После
этого был написан список дополнений к тому, что было уже приготовлено.
Там появились новые форсунки, датчик абсолютного давления, датчик t°С
входящего воздуха. Также была основательно доработана головка блока и
поршневая группа, чтобы приблизить степень сжатия к цифре 8,2. С Dozerом
сразу оговорили, что системой управления этим двигателем может являться
только небезызвестный АБИТ, так как с другими вариантами тюнинга систем
управления этот автомобиль будет только заводиться, но понять, что
сделано с мотором им мозгов не хватит. В итоге всех подготовок и
согласований срок постройки машины вырос с двух недель до двух месяцев.
Это явление называют "аппетит приходит во время еды". Начав проект, уже
не хотелось экономить на мелочах. Мудрили с клапанами, радиатором
охлаждения масла, интеркулер занял весь фасад автомобиля (сделанный в
Финляндии на заказ как для автомобиля "группа А" в ралли). Доработке
подверглась вся проводка автомобиля. Была доработана система выпуска:
появилась смесь компонентов Simons, Martelius и Supersprint. Паук под
турбину был сделан полностью нами, его изготовление заняло около двух
рабочих дней со всеми подгонками, без учета заказа деталей на заводе и
расчета геометрии. При изготовлении паука был учтен наш опыт постройки
всех предыдущих турбо-ВАЗов за последние 5 лет и постройки турбо-BMW
на базе мотора 1,8 л в кузове E30. Для того, чтобы поставить большой
интеркулер и масляный радиатор, "телевизор" у автомобиля пришлось
сделать разборным.
Всего настройка с теми валами и КПП, которые
стояли вначале, заняла два дня. Потом мы приняли решение поменять КПП,
так как ряд и пара не работали, а только мешали. Надо было грузить
двигатель нагрузкой, а не разгружать с помощью трансмиссии, чтобы
турбина работала. Была поставлена КПП с самой тугой парой из стандартных
- 3,7. Ряд был взят длинный, стандартный, потому что в процессе
постройки захрустела и сломалась одна из передач коммерческого 12 ряда и
он оказался слишком коротким для мощного мотора. После этой операции в
трансмиссии по ощущению не хватало только блокировки.
В моторе
был изменен режим включения вентилятора охлаждения радиатора, вместо
валов типа 9,5 - 9,8 встали стандартные валы, подвергшиеся некоторой
доработке. После этого подхват появился не с 3800 оборотов, а с 2700,
что стало вполне соответствовать концепции турбо-ВАЗа, к которой мы
стремились. После смены валов температурный режим турбины и двигателя
стал почти как на гражданских машинах.
К весеннему сезону готовится ряд доработок автомобиля. Во-первых, в салоне будет установлена торпеда от Opel Vectra
с доработанной проводкой и штатной печкой Opel. Во-вторых, с помощью
Андрея Бунеева будет изменена основная программа управления двигателем и
написана вторая (боевая) программа, так как обкатка уже закончена.
Проведена подготовка для подключения системы управлением наддувом с
помощью контроллера управления двигателем. После этого можно будет более
полно реализовать возможность управления из салона боевой и гражданской
программами. Заказаны компоненты для доработки тормозов автомобиля,
потому что постоянно видеть тормозные диски желтыми (даже не красными!)
просто страшно. Планируется еще ряд доработок о которых я лучше умолчу,
так как это новые наработки и мне не хотелось бы раскрывать их.