Приступая к «операции» на «гоночном сердце», следует четко уяснить
два нюанса. Во-первых, практически любое действие по форсировке
двигателя не только отнимает много времени и финансов, но и заметно
уменьшает его ресурс. Во-вторых, «одноразовые вливания» в виде «кривых
валов» (спортивных коленвалов), кованых поршней и прочей гоночной
атрибутики являются абсолютно неоправданными. В спортивном моторе (да и
во всем автомобиле) любое серьезное «улучшение» влечет за собой целый
ряд других изменений. Тот же «кривой вал» без последующей корректировки
степени сжатия, да при стандартных клапанах и системе выхлопа в лучшем
случае не нанесет двигателю вреда, не говоря уже о какой-то прибавке
мощности.
Если решили самостоятельно "строить" двигатель по причине ограниченного бюджета, начните с надежности.
Работы по наращиванию мощности проводятся сразу по двум направлениям: увеличение рабочего объема и числа максимальных оборотов.
Пилите, Шура, пилите!
Регламент ФИА разрешает расточку цилиндров при условии, что
полученный рабочий объем не выйдет за пределы класса, в котором заявлен
данный автомобиль. То есть, если у вас изначально 1500-кубовый мотор, а
машина будет заявлена в 1600-кубовом зачете У2 (на сегодня единственный
в Украине класс для ВАЗ-2108),
то можно спокойно наращивать рабочий объем до максимально разрешенной
величины. Однако следует иметь в виду, что при расточке цилиндров
уменьшается толщина их стенок, а значит, снижается прочность и
нарушается теплообмен, что ведет к уменьшению ресурса.
Второй путь увеличения рабочего объема – применение коленвала с
большим радиусом кривошипа (от 1,6-литровых ВАЗ-2110), который
увеличивает ход поршня. Для борьбы с силами инерции и большими
нагрузками потребуются иные, более легкие и прочные поршни: чаще всего
используют кованые, изготавливаемые специализированными российскими
фирмами. Бюджетный вариант – поршни от 1,6-кубовых ВАЗ-2121 или
1,5-литровых ВАЗ-2105, у которых в днище предусмотрены тарельчатые
выточки под клапаны на случай обрыва ремня ГРМ.
Крутится-вертится
Мощность увеличивается за счет уменьшения камеры сгорания и,
соответственно, повышения степени сжатия. Поскольку в «восьмерочном»
двигателе камера сгорания большей частью находится в головке цилиндров,
самый действенный способ ее уменьшить – выфрезеровать посадочную
плоскость головки блока цилиндров на глубину 1-2 мм. Это даст
увеличение степени сжатия с 9,8 примерно до 11 под бензин А-98.
При уменьшении камеры сгорания уменьшается и расстояние между днищем
поршня (в положении ВМТ в конце такта выпуска) и еще не успевшим
закрыться выпускным клапаном. Из-за сил инерции, действующих на клапаны
и толкатели возвратно-поступательных масс ГРМ, перемещение клапана
отстает от фактического профиля кулачка распределительного вала.
Возникает зависание клапанов, что исключается снижением массы деталей
ГРМ, совершающих возвратно-поступательное движение. Для этого
высверливают цилиндрические части толкателей, применяют облегченные
клапаны с выемкой в тарелке. Увеличивают жесткость клапанных пружин –
под них устанавливают дополнительные шайбы (две штатные меняют на одну
более жесткую) или применяют две пружины с большим межвитковым
расстоянием.
Не увлекайтесь юбками!
Частота вращения коленвала повышается за счет снижения веса
движущихся деталей кривошипно-шатунного механизма. Для этого
протачивается задняя часть маховика или же он изготавливается из более
легких сплавов, например, из алюминия, а стальным остается только
венец. Второй путь – сокращение механических потерь (и веса) в
цилиндро-поршневой группе, для чего путем высверливания или подрезки
сокращается площадь поверхности трения юбки поршня. Но не увлекайтесь:
поверхность юбки отводит тепло от поршня к стенкам цилиндра, и
чрезмерное, более чем 20-процентное, сокращение этой площади почти
всегда приводит к перегреву поршня, а там и до его прогара недалеко.
Еще один действенный метод заставить коленвал крутиться шустрее –
проточка его противовесов. Но опять-таки не стоит увлекаться: после
подрезки вал должен удовлетворять условиям динамической балансировки
при наличии грузов, соответствующих развесовке шатуна. Попутно
уменьшается и масса шатуна. При грамотном подходе вес коленчатого вала
в сборе с маховиком снижается на 3 кг.
|