Тюнинг ВАЗ - ответы специалистов
Как
устранить неисправности отопителей в автомобилях ВАЗ, рассказывают:
инженер-испытатель отдела испытаний электрооборудования Жанна ПЕТРОВА;
ведущий конструктор по системам отопления и вентиляции Александр
СВИРИДОВ; начальник отдела теплотехнических и климатических испытаний
Александр БАЛЫКИН.
Езжу на третьем по счету автомобиле "Жигули". И у всех одинаковый дефект
- визг моторчика вентилятора в отопителе, с которым я не могу
справиться. Такая же беда у моих знакомых. Как все-таки избавиться от
этой напасти?
Виновник этого шума - подшипник скольжения (металлокерамический вкладыш,
пропитанный специальной смазкой), который либо сам проворачивается в
корпусе электродвигателя, либо издает неприятные звуки от контакта с
вращающимся валом.
Основной поставщик электродвигателей отопителя - ОАО "КЗАЭ" (Калужский
завод автомобильного электрооборудования). К сожалению, на его продукцию
- МЭ-255 (2101-8101078-01) гораздо больше нареканий, чем на двигатель
ДО (2105-810107 второго нашего поставщика - ООО "МИЦАР" (Мичуринск).
Пять лет назад здесь изменили профиль плоской шайбы, фиксирующей
вкладыш, - она стала сферической. Благодаря этому вкладыш надежно
удерживается от проворачивания.
И все же проблема остается. Она связана не только с размерами, но и
материалом металлокерамического вкладыша. В современных
электродвигателях, как правило, визг при низких температурах возникает
кратковременно, в первые несколько минут их работы, но и это мы не
оставляем без внимания.
Кстати, советы по фиксации вкладыша, известные читателям ЗР, мы не
считаем правильными. Вкладыш должен иметь плавающую посадку для
самоустановки, иначе в нем самом может заклинить вал электродвигателя,
либо разобьется отверстие и крыльчатка начнет вибрировать. Услышав визг,
лучше потерпеть, пока прогреется вкладыш. Но, к сожалению, даже такое
радикальное решение, как замена электродвигателя, не гарантирует
избавления от шума. Если терпение лопнуло, капните на вкладыш снятого
моторчика моторное или трансмиссионное масло, сохраняющее текучесть и
смазывающие свойства в диапазоне от минус 40 до плюс 90 градусов.
Пластичные смазки здесь не помогут.
От редакции. "Музыкальные" отопители автомобилей ВАЗ нам знакомы уже
примерно 30 лет, что говорит о необычайной сложности данной проблемы.
Конечно, совет капнуть масла на вкладыш переоценить трудно, вот только
добраться туда в "Жигулях", пожалуй, не легче, чем решить, наконец,
проблему на уровне производства.
Салон моей "Самары" с высокой панелью могу назвать теплым только в
летнее время. У соседа по гаражу ВАЗ-2110, новейший - а картина та же.
Можно ли на деле, а не только в теории, улучшить отопление?
К сожалению, отопители этих машин тоже не без огрехов - при том, что
исправно работающие системы отопления здесь более эффективны, чем у
прежних "Жигулей". Косвенно это подтверждает читатель А. Павлов из
Нижневартовска, который в своем ВАЗ-21099 после незначительной доработки
отопителя может ездить "при минус 40°С в одной рубашке".
Все проблемы отопления переднеприводных машин системно делятся на две
категории. Первая - холодный воздух проникает в салон, минуя горячий
радиатор отопителя. Как правило, виноваты в этом неплотно прилегающие
заслонки.
На "Самаре" прежде всего проверьте, что происходит с отопителем при
переводе рукоятки управления подогревом воздуха в крайнее правое
положение. Кран отопителя (находится в салоне справа под консолью) нужно
полностью открыть - при этом его рычаг должен оказаться в крайнем левом
положении. А заслонка управления отопителем (ее ось выступает из
отопителя слева и короткой тягой связана с блоком управления) должна
быть сдвинута до упора в заднее положение, чтобы не пропускать холодный
воздух мимо радиатора. При необходимости отрегулируйте длину тяг.
У "десяток" первых выпусков, случалось, коробились пластмассовые
заслонки. С марта 1999 года отопители этих автомобилей комплектуются
алюминиевыми заслонками. Владельцам первых машин рекомендуем заменить
пластмассовые заслонки алюминиевыми.
Вторая проблема - недостаточное количество тепла, отдаваемое самим радиатором.
На "самарах" это чаще всего объясняется воздушными пробками (пузырями):
они собираются в почти вертикально расположенном радиаторе отопителя при
перегреве двигателя, снижении уровня охлаждающей жидкости, а также при
нарушениях правил ее замены. Но эта проблема может возникнуть лишь у
владельцев "самар" со старым отопителем (2108-8101010).
С августа 1998 года на конвейер и в запчасти поставляется только
модернизированный отопитель 2108-8101010-01, лишенный этого дефекта, так
как его радиатор расположен почти горизонтально. Кроме того, его канал
"в ноги" выведен из зоны консоли "высокой" панели 21083, которая
ограничивала подачу горячего воздуха к ногам из старого отопителя.
А как быть владельцам "самар", выпущенных до августа 1998 года? Для
устранения воздушных пробок нужно заехать передними колесами на
эстакаду, бугор, и т. п., чтобы передок машины поднялся как можно выше
задней оси и радиатор отопителя принял при этом почти горизонтальное
положение. Теперь при полностью открытом кране отопителя погоняйте
двигатель несколько минут на оборотах около трех-четырех тысяч. Воздух
из радиатора перейдет в рубашку двигателя, а оттуда в расширительный
бачок.
Следующий момент - мала температура двигателя из-за неправильно
работающего термостата. Его следует проверить и при необходимости
заменить исправным.
Наконец, недостаточная теплоотдача радиатора связана с отсутствием в нем
турбулизаторов - спиральных направляющих, которые закручивают жидкость в
трубках для более полной теплоотдачи. Убедиться в их наличии
(отсутствии) можно, определив объем жидкости, заполнившей снятый с
машины радиатор. В радиатор с турбулизаторами входит не более 200 смз
жидкости. Изготавливать их самостоятельно не советуем, лучше купите
новый радиатор. Как его выбирать, вы теперь уже знаете.
Кроме всего прочего, у "десяток" встречаются перебои с электроникой,
управляющей заслонками. Сегодня для "десятого" семейства уже разработан
модернизированный отопитель. Кроме того, создается альтернативный
вариант полностью ручного управления системой отопления ВАЗ-2110.
|
Категория: Тюнинг ВАЗ | Добавил: Dёnick (21.05.2011)
|
Просмотров: 609 | Комментарии: 1
| Рейтинг: 0.0/0 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|