Разоблачение мифа
- Ты знаешь, я вчера видел Ниву на 22-дисках, которая прыгает до потолка, а
под капотом у нее вроде V8…
Еще недавно эти слова бы никто не воспринял без усмешки, как гаражную байку
вселенских масштабов, Но год назад все изменилось, в Интернете появились
видеоролики "чуда", которое поломало воображение многих и кардинально расширило
понятия о тюнинге Нивы.
Естественно, у всех возник вполне живой интерес, появилось много баек и
домыслов, сегодня мы развеем их. Спрос рождает предложение, статью об этой
машине хотели бы видеть у себя на страницах не только наши прямые конкуренты, но
и любой отечественный журнал автомобильной тематики. Естественно мы не
единственные кто гонялись за "мифом", но в итоге путем титанических усилий и
бессонных ночей цель была достигнута.
Обычно на подготовку и написание статьи максимально тратится неделя, в
крайних случаях две, но только подготовка материала про Lada Niva Probаg, заняла
у нас целый год. Так что ты читаешь настоящий эксклюзив.
Русский офф-роуд поавтралийски с хорватским уклоном
Если ты в теме, то, конечно, уже давно знаешь про существование этой красной
Нивы, и скорее всего, как и большинство уверен, что сделали ее в Америке. Нет,
это не так. Это без кавычек чудо сотворили на другом матерке под гордым именем –
Австралия, в мастерской Probag. Гараж имеет богатую историю, он был основан еще
в далеком 1976 году Альфредом Веббом в, а в 1995 году был выкуплен семьей
эмигрантов-хорватов Бутковик, семья управляет компанией и сегодня. Хотя
формально в Австралии тюнинг вне закона, развит он не хуже, чем в той же
Америке. Проводится бесчисленное количество соревнований. Чтобы заявить о себе
компании Probag нужен был громкий проект, и они его сделали.
Большинство подобных шоу-каров строится на основе старых американских машин,
некоторые компании используют новые машины, но никто раньше не использовал
советский внедорожник для таких экспериментов.
Как Нива оказалась в Австралии история умалчивает, но экспорт Автоваза в
Австралию никогда хорошо налажен не был… Машину нашли на местной свалке, у нее
не было ни мотора, ни коробки, и как не естественно, но корпус на удивление
сохранился и был в хорошем состоянии.
Пусть говорят...
Но какое значение имеет хорошее или плохое состояние донора, когда в голове
свербит Идея? Идея быть уникальными, ни на кого и ни на что не похожими...
Выделиться настолько, чтобы оставить глубокий, прожженый двадцати двух
дюймовой резиной, след в истории австралийского и мирового тюнинга?
Говорят, из Нивы невозможно сделать хороший тюнинг-проект. Из нее можно
сделать гениальный! Такой проект, чтобы завоевал пятьдесят кубков за двенадцать
месяцев, засветился на бесчисленном множестве глянцевых обложек и взорвал
телеэфир своим присутствием.
Гаечный ключ к мечте
А как начать столь смелый проект, ориентированный, прежде всего, на внешний
вид, но со столь сложной, на первый взгляд, технической начинкой? Да просто
нужно взять да и понаставить того, что тебе казалось крутым, независимо от
совместимости друг с другом. Вот, например, как классический пятилитровый
карбюраторный американский мотор Chevrolet может работать в паре с турбиной
Holset Turbocharger? Да-да, турбиной, а не компрессором. Зачем дорогущая
дрэговая коробка Getrag соседствует с шестью баллонами со сжатым воздухом для
пневмоподвески Probag? Какие прыжки на сверхнизкопрофильной резине и тяжеленных
разноразмерных дисках может совершать машина, лишенная жесткости кузова? С
практической точки зрения невозможно ответить на эти вопросы, но тем сильнее
привлекает неординарность и хаотичность проекта! Хорваты, авторы и мастера этого
проекта, настолько увлеклись механическим пазлом,
что сами не на шутку запутались.
На прямой вопрос «Друг, а что это за мотор?» следовал ответ на полчаса, в
подробностях объяснявший и почему автомобиль Лада Нива так скудно представлен на
рынке Австралии, и как повлиял добрый образ кенгуру на мировосприятие хорватских
иммигрантов, породивших этот невообразимый технический каламбур, но только не
прямой ответ. Приходилось самостоятельно лезть в недра «красной коробченки» и
читать скудно разбросанные логотипы.
Показухой вперед
Но зато впечатление, которое автомобиль производит на случайного прохожего,
просто ошеломительное. Что и говорить, если русский человек, имеющий пускай даже
смутное представление, что такое Нива, просто не понимает, как возможен
миллиметровый клиренс и огромные колеса, то бедный среднестатистический
австралиец буквально взрывает собственный мозг домыслами и догадками, каким же
был этот автомобиль до тюнинга и почему эта красная «этажерка с музыкой»,
напичканная проводами и шлангами, ревет как раненый коала и дымит как диорейный
скунс!
Технический ноу-хау по-австралийски
Но что же на самом деле таит в себе это красное чудо? Прежде всего,
пневмоподвеска. Ребята, не мудрствуя лукаво, срезали днище стандартной Нивы и
заново собрали силовую структуру на базе стальных труб круглого сечения. Эдакая
экзотическая рама. К ней-то и крепятся пневмоподвеска, мотор, КПП, да и изрядно
«отшейвленный» кузов, передняя и задняя подвески от Toyota Hi-lux с задним
межколесным дифференциалом. Радикально большие 18-дюймовые спереди и 22-дюймовые
сзади колеса потребовали нешуточных арок. И если задние удалось-таки изготовить
из металла, разместив между ними «газобаллонное оборудование», то передние
колеса гордо выставлены напоказ. К сожалению, с такой скудной защитой от грязи,
да только с задним приводом по грязи больше не погоняешь... Да и для дрэга,
кроме КПП, ничто в автомобиле не приспособлено. Хоть и ревет он стандартным V8 c
прикрученной к нему турбиной, да толку чуть.
Бомба for sale!
В таком готовом, но абсолютно нерациональном виде Нива взбудоражила сначала
Австралию, а потом и весь мир. Однако после признания этот турбоконструктор
выставили на продажу за 20 000 долларов. Много это или мало, считать тебе,
только хорваты вложили в постройку целых 50 000 долларов и почти год
человеко-часов...
|