Несмотря на то, что кузов 2108 достаточно крепкий, но
ездить на восьмерке как на настоящей машине нежелательно. Было решено
варить раму. (примечание - в данном контексте под нормальной машиной
подразумевается полный привод, рама и два полноценных моста) Один из трудноустранимых недостатков
кузова 2108 - его слабость относительно наезда передними колёсами на
существенную неровность типа бордюра или большого камня.
Обычно при этом ломается краб. Если поставить хороший краб, то вырывает
его крепления. Если вварить гайки на 12 вместо штатных гаек на 10, то
уже нехватает прочности и жёсткости лонжеронов. Для начала подняли машину на подьёмнике
и долго тыкали пальцами в лонжероны и рычаги, прикидывая как/что/куда
цеплять. Главное, что нас интересовало, это какие потребуются материалы
и сколько. Купили 18 метров стальных труб прямоугольного сечения с толщиной стенки 3мм 80x40, 50x50 и 60x30 по 6 метров каждой.
Забегая
вперёд, скажу, что оказалось всё-таки 80x40мм труба - это многовато.
Надо было 70x40мм брать. То есть 80мм впишется в остатки старых
лонжеронов, но с трудом. Потребуется больше работы по их изгибанию. И в
результате получается, что если делать из 70мм трубы, то жёсткость была
бы выше, чем так. Но поздняк метатся. Трубы уже куплены и притащены. Начали с колёсных арок. Старые
лонжероны там срезались почти полностью. Оставлялись только внутренние
части пары (правый-левый) основных лонжеронов и часть жестянок
брызговика. Собственно, оставленные части лонжеронов и будут выполнять
функции брызговиков. Потом всё замерялось и лепился макет из картона,
потом подгонялся по месту.
Потом по этому макету гнулся кусок трубы (80x40x3мм). Прикладывался к старому коробу и уточнялся.
Потом
2 таких куска сваривались в 1 и этот кусок подгонялся уже вместе. Потом
наконец проваривался начисто и зачищались швы. Получилось 2
хитровыгнутых трубы.
В
районе ног водителя и пассажира, где у старого лонжерона внешняя часть
уже срезана, внутрянняя надрезалась по верхнему углу и вертикальная
часть короба кувалдой загибалась внутрь машины. До жестянки пола и ещё
чуть дальше чуть вминая жестянку.
Далее,
в пороги забили куски 60x30 труб. Коротенькие - где-то по полметра. Эти
трубы привяжутся к тем хитровыгнутым 80x40 лонжеронам. А снизу (хоть
они в порог вбиты внутрь, но нижняя сторона порогов срезана на их
длину) к ним внахлёст приварятся длинные трубы, которые пойдут назад до
крепления балки задней подвески. Далее, к тем хитровыгнутым 80x40 лонжеронам
приварили укосины из 60x30 трубы до крабов. Точнее до уголка 5мм
толщиной, на который прикручены крабы. И это всё связали с передними
концами хитровыгнутых труб короткими вертикальными кусками 80x40 трубы.
После
чего эти элементы были окончательно приварены. Заодно слегка усилили
швы на креплениях поперечных рычагов. Когда это всё проваривали, нужно
было постоянно следить, чтоб ничего в салоне и под капотом не пыхнуло
от контакта с разогретым докрасна железом. Также пришлось повозится с
проводкой, чтоб не поплавилась. Движок не вытаскивали. Только всякие
мелочи, типа акумулятора и бачков, поснимали.
Задние части хорошенько привязали к тем трубам, которые забиты в пороги. Перед этим на них слегка поправили горизонтальность.
Потом
приварили снизу трубы 60x30 и привязали их к тем трубам, которые забиты
в пороги. То есть длинные продольные трубы примерно от задних арок и до
передних площадок под домкрат.
Задние
площадки под домкрат решили не срубать. Просто прорезали под них дырки
в трубах - всё равно прочности этих труб с запасом.
Прередние кромки этих длинных труб сделали наклонными (чтоб не втыкатся ими в пни) и заварили. Сзади просто обрезаны.
От
идеи привязывать стаканы передних подвесок на эту раму временно
отказались. Предполагалось пустить 60x30 трубу вверх рядом (вплотную) с
передней стойкой кузова. Потом швелер по наружней стороне брызговика
вперёд до стакана, точнее до переднего края стакана. Потом наклонно
вперёд-вниз в обход площядки, которая слева под акумулятор, а справа
под бачёк омывателя. После низа площядки вперёд-вниз-внутрь до той
вертикальной 80x40 трубы, что соединяет передний конец хитровыгнутого
80x40 лонжерона и укосины 60x30 до крабов. То есть как бы обойти круг
вокруг стойки передней подвески. Но не придумали хорошей идеи, как
потом крылья цеплять. Они же сзади на стойку кузова прикручены. Нужно
это место полностью переделывать. В общем, решили пока не трогать. Всё свежесваренное покрыли антикором.
Пол в салоне по возможности зачистил и испшикал на него почти 2
балончика аэрозольной битумной мастики. Хотел положить туда утеплитель,
но что-то не нашёл его в ближайших магазинах, а ехать на барахолку было
некогда. Оставил пока так. Как добуду утеплитель вылью на пол ещё 1
балончик и положу утеплитель на свежий битум. Потом полдня собирал салон и всякие
крылья-бамера прикручивал. Оказалось что 1 человек вполне может
навесить передний бампер. Даже без подьёмника. В общем процесс завершён. Точнее, приостановлен на достигнутом.
В
результате устовки рамы машина потяжелела где-то на 50..60кг. На
динамике, вроде, не особо сказалось. То есть субьективно не стала
медленнее разгоняться. А по-серьёзному 402 метра не замерял. Чуть понизился центр тяжести - рама то вся внизу. Также центр тяжести сдвинулся немного вперёд. Но я этого не почувствовал.
Немного
повысилась жёсткость кузова на кручение. Теперь дверь багажника не так
перекашивает при парковке одним колесом на бордюре. Но всё равно,
хочется большей жёсткости. Буду как-нибуть вваривать крестик из труб за
спинкой заднего сиденья. Вообще, основное для чего это было
задумано это не жёсткость а прочность. Т.е. чтобы при наезде на
препятствие с кузовом ничего плохого не происходило. А так это не
заметить. С момента установки рамы я никуда ещё по-серьёзному не
совался. Ну, разве что за Шерегеш съездил. Поймал там несколько
существенных камней колёсами. Но те камни бы и штатный негнилой кузов
выдержал. Ну, в общем, время покажет.
Автор: Vik
|