Представь себе, что ты ездишь на машине, которая сделана фирмой AMG специально для тебя! Нет, сынок, это фантастика?
AMG, как ты знаешь, официальный тюнер Mercedes-Benz. Примерно
такой же, как Nismo для Nissan или Mugen для Honda.
Официального тюнера Волжского Автозавода назвать несколько сложнее. Ввиду общего
хаоса вокруг завода и классического российского «умом не понять», тюнингованные
машины с заводским индексом появлялись и появляются под самыми разными брендами:
ОПП, «Моторика», «Супер-авто», «Бронто» и т.д. Но все-таки «ТоргМаш
Моторспорт» больше остальных компаний заслуживает звания «придворного
тюнинг-ателье». Виной тому и обширная спортивная программа фирмы, и широкая
гамма мелкосерийных тюнинг-моделей.
И обычно компании, зарабатывающие деньги на «тиражных» машинах, от
эксклюзивных проектов отказываются. Тем удивительнее тот уникальный аппарат,
который ты видишь на фото.
ТМС и AMG
Уфимский бизнесмен Виль – не новичок в дрэге. Последняя его машина –
двухлитровый ВАЗ-2110, ехавший четверть мили 13.2 секунды с салоном и
музыкой. Виль говорит, что пробовал строить машины во многих конторах и
ТМС выбрал сознательно – там работают профессионалы высшего класса.
Почему «торгмашевцы» согласились на постройку единичной машины – нам
неизвестно. Виль говорит примерно так: «Я думаю, AMG тоже сделают
уникальную тачку, если им бабла предложить нормально». Мы можем также
предположить, что мастерам ТМС и самим было интересно решить настолько
нетривиальную инженерную задачу.
Собственно, Виль задался целью построить очень быстрый дрэгстер. Конечно, на
Урале и в Поволжье очень быстрых «восьмерок» больше, чем страниц в нашем
журнале. Но… машина Виля – не «восьмерка»!
Формула 08
Концепция проекта просто уникальна. Технически он представляет собой болид
Формулы «Русь», накрытый кузовом ВАЗ-2108!
Осуществлено это было следующим образом. Болиды «Руси» имеют в своей основе
пространственную раму из труб, на которой стоят силовой агрегат (за гонщиком),
трансмиссия, тормоза и подвеска – сверху все укрыто пластиковыми панелями.
ВАЗ-2108 представляет собой несущий кузов с мотором спереди и передним
приводом.
«ТМСовцы» взяли нижнюю часть формульного шасси, поставили на него ВАЗовский
мотор, сохранили регулируемую подвеску и плоское днище. Сверху поставили
облегченный кузов от «зубила», лишенный несущей части. Получилась машина, у
которой двигатель штатно расположен сзади, и привод штатно задний. Это первый
плюс. Второй – подвеска на ШС, с возможностью многочисленных регулировок (в том
числе с возможностью задрать клиренс до 30 см). Третий – плоское днище,
идеальное с точки зрения аэродинамики. Наконец, несмотря на многослойное днище и
большое количество сварки, машина получилась достаточно легкой – спасибо
пластиковым кузовным элементам.
Наполнение
Если сращивать кузовную машину с гоночной формулой тольяттинцам прежде вряд
ли приходилось, то тюнинговать вазовские моторы – их ежедневное занятие. Объем
силового агрегата – 1.8 литра. 16 клапанов, атмосферник. 4 дросселя, 8 форсунок
– 4 дополнительных на отдельной рейке перед дросселями. Кованые поршня с двумя
кольцами, два топливных насоса. Большинство компонентов – например, дросселя – в
«Торгмаше» производят самостоятельно.
Выхлоп благодаря заднему расположению двигателя получился очень короткий –
банка Remus стоит почти сразу после паука 4-2-1.
Настраивали мотор на ЭСУД «Январь» 5.1. Широкофазные валы и высокий подъем
клапанов – в результате холостые обороты мотора около 2000 об/мин, зато и
крутиться он может до 9800 оборотов! Правда, отсечка поставлена на границе 8600
оборотов – потому что пик мощности приходится на значение 8400. А мощности
здесь, на минуточку, почти 250 лошадиных сил! При этом, благодаря тому, что на
ведущую ось на старте приходится больше половины веса машины, стартовать можно с
7000 оборотов. Впрочем это с главной парой 4.0. С ГП 4.5 стартовые обороты
опустились до 5000 об/мин.
Коробка передач – прямозубый «кулачок» с секвентальным переключением. Держит
такая КПП до 25 кг момента – то есть работает почти на пределе. А ведь в планах
Виля и компании – установка турбонаддува, 350 «лошадок» и 300+ ньютонов.
Разработка новой коробки уже ведется. Предполагается, что она будет рассчитана
на 35 кг МКМ, а кроме того, позволит менять ряды оперативно – без снятия корпуса
с машины.
Сцепление – двухдисковая металлокерамика Sachs, привода – от «Руси».
Тормоза и трубы
Безопасность гонщика в российских дрэгстерах – больная тема. Аварии в дрэге
крайне редки, потому большинство строителей машин думают о безопасности только
тогда, когда этого требует регламент. В уфимском кентавре с безопасностью
порядок – кроме достаточно жесткой формульной рамы здесь стоит развитый каркас
безопасности. Разумеется, ковш и четырехточечные ремни в комплекте. Водитель
отделен от мотора противопожарной перегородкой – почему-то мало на какой из
среднемоторных машин применено это, в общем-то, очевидно обязательное решение.
Интересно устроена тормозная система – передние тормоза здесь меньше, чем
задние! Предполагается, что большая часть веса приходится на задние колеса, а
значит, тормозят в первую очередь именно они. На ведущей оси стоит комплект «Прома
спорт» под 17” колеса, на передней – 15”. Регулятор тормозных усилий
Tilton настроен так, что задние тормоза схватывают заметно раньше передних.
Ездит машина на сликах «Матадор» шириной 260 мм. Но на «Кубке Москвы
по дрэг рейсингу», где ты и мог видеть эту машину в действии, она ездила на
дождевых колесах Goodyear F1 размерностью 245/45R17.
Обычно удачные быстрые машины становятся примером для подражания –
проторенной тропой идти всегда легче. Эта машина – другой случай. Вряд ли кто-то
отважится повторить такую сложнейшую работу. Не боясь ошибиться, скажем –
заднемоторный проект ТМС останется полным эксклюзивом.
|