Когда то это была тихая и мирная ОКА.... до тех пор, пока она не
попала в руки Вована. Он превратил ее в монстра бездорожья и не намерен
на этом останавливаться.
История постройки этой машинки еще не закончена, описание ее будет
дано в хрологическом порядке, так как это изложено автором на нашем
форуме (http://forum.buggy-plans.ru/index.php). Начало. Почему КАМАЗ? Все просто, это на самом деле КАМАЗ Донора
купил в мае, потихоньку разобрал, подготовил задние и передние
колеса(впереди диски 15" с посадкой 110 мм-пришлось
поколдовать),откапиталил двигатель,подкупил всякое железо, а в июне
Виталич(мой шеф) дал мне 2 недели отпуска. Т.е. подготовка 1,5 месяца,
резка, сварка, конструирование, сборка - 2 недели. Дальнейшая доводка
думаю до конца лета по выходным на даче. Всей этой истории
предшевствовало полгода в нете, гигабайты информации, чертежи, картинки,
фоты,статьи в том числе и с этого сайта. А вобщем руки чесались лет
10-15. Машинка точно не для гонок (хотя учитывая вес аппарата
динамика точно не отстойная). Строил для движухи вкруг деревеньки где
находится дача. В эти выходные привез из города для доводки ну и
эксплуатации. Что касается монопривода: загруженая ведущая ось(передок
пустой: от земли отрываю в одного)+злой протектор=прет и по говнам.
Первые тесты показали что Камаз идет там где на Чирке я и пробовать не
думал. Не совсем еще везде едет. Для суровой грязи нужна
другая ГП (сейчас стоит 4.54). Ищу 5.1 - такую ставил Кравтос, либо
мастеров кто возметься изготовить.
По поводу другого двига : был
против сразу - не хотел усложнять и утяжелять конструкцию. Родной
откапиталил и поколдовал с карбышем - везет. По поводу низового вала
вкурсе, но 1. в автомагазинах когда я про него спрашивал на меня смотрели с " изумлением"; 2. лучше истрачу деньги на ГП.
На ходу. Первые испытания За
пару выходных удалось сделать немного: в основном провозился с передней
подвеской перебрал "стойки"- сделал регулируемый преднатяг пружин и
переварил точки крепления к рычагам, "закрыл" дверные проемы. А в
основном катались с друзьями по окресностям(желающих собралось не мало -
съехались аж на пяти машинах). Решил выложить несколько фоток
кто
садился за руль старался загнать камаз в "безвыходное" положение были
рвы, канавы, холмы, первый прокол колеса, а на другой день реальное
болото, а затем мойка. Всем понравилось неописуемо. Вновь почитал за низовые валы и снова задумался... ГП
нашел в зеленограде, но еще не выкупил - будет готова в конце недели.
Приятно было встретить на форуме знакомую девушку - свою дочь. Вот Оля
выкупишь мне железку, бери отпуск и приезжай кататься. Превращение в монстра. Первые испытания показали, что машинка хоть и обладает превосходной проходимостью, посадить ее все таки можно. И возникла идея использовать бортовые колесные редуктора. Цепные. Согласен
- с цепью может выйти гемор, если попадет не качественная, поэтому взял
полностью заводской комплект от ижа. Расчет такой: ижак 200 кг.,
боковой прицеп 200 кг. см:
http://www.izhmoto.ru/production/road_motorcycles/jupiter Три седока 200
кг. Итого 600 кг. Ездит годами и никуя. Камаз с двумя седоками чуть
тяжелее, но цепи будет две и работать они будут в масленном картере без
"шуму и пыли". За шестеренки думал, даже купил комплект. Можно обойтись и
без разворота агрегата например бортовые от уаза (внутреннее
зацепление), или используя паразитку. Но
решил все таки цепи - токарю жизнь легче, да и координатка при
изготовлении корпуса не нужна - цепь простит косяки с межосевыми
расстояниями валов. А подтягивать я ее не планирую слишком коротка,
только менять ну скажем раз в год. Впрочем время покажет. Шлицы в
куске штатной ступицы, вновь нарезаные шлицы под звезду там-же (шлицы
режутся на допотопном фрезерном поэтому очень долго). Буду доделывать и
пробовать. Осталось немного если аврала на работе не будет к концу
следующей недели доделаю. В выходные соберу на машинке, поезжу -
отчитаюсь. Если будет хреново признаю что промахнулся и тогда буду
переделывать под другой комплект, а так не доделамши бросить и начать
другое это не про меня. Опять
же сам себя успакаиваю: стандартная ижевская 104 звена. Износ втулок и
осей - зазоры набегают на такой длине - "вытянулась". У меня получилось
30 звеньев. Т.е. будет "вытягиваться" в 3.5 раза медленее, опять же
масло (износ меньше). Причина "вытягивания" только износ ведь не тряпка
же она и не резина. Или я ошибаюсь? Подбирая
звезды уделил особое внимание компактности, ведь редуктор требуется
разместить внутри 14" колеса. Сегодня примерил перед окончательной
сборкой-сваркой. Все вошло тютелька в тютельку даже тормоза. Правда
суппорт "переехал" подальше от оси колеса. Прийдется перейти на девятый
тормозной диск - он большего диаметра чем окошный. Насчет расчета
редуктора скажу так: это был мой первый курсовой по сопромату 20 лет
назад. А после института КБ ОГМ машиностроительного завода - многое что
пришлось посчитать. А потом инженеры стали ненужны потому что стали
нужны челноки, комерсы и братки. Ну и я себя гдето нашел. А сопромат
конечно забылся напрочь. Процедура
смена цепи: снимаю колесо (4 гайки), в сборе тормозная скоба, суппорт,
колодки, диск (все вместе 2 болта), крышка редуктора (10 болтов по
кругу), отваливаю крышку, снимаю звезды со шлицов, изношеную цепь в
мусорку, новую (заранее приготовленую) на звезды и все в обратном
порядке + залить пол стакана масла. На все про все с пивом и перекурами,
вдумчиво с осмотром деталей и окресностей час. Ну и второе колесо час.
Иногда можно. Вот если в пути тогда быстрее (дождь, снег, комары,
медведи и прочие неудобства). Инфа для тех кто
надумает повторить: только корпус (без начинки - без подшипников, валов,
распорных втулок, звезд и цепур), только одного редуктора состоит из
шестидесяти деталей. Из них готовых только десять - болты. Остальное -
токарка, слесарка. Очень трудоемко. Ну может у кого получится проще если
например корпус делать не сварной а литой. Результат
таков: 12 кг +- погрешность весов, клиренс 35 см. (для сравнения УАЗ на
военых мостах 30 см), по задней колее расширился по 5 см. на сторону
что приблизило Камаз к обычной проселочной калее, выпил 8 бутылок пива.
Проходимец. Привода
подошли без проблем. Катался два дня до опупения. Появилась реальная
тяга на колесах. На ровном и сухом трогаться можно со второй. Четвертая
просится после 35-40 и уверено везет. До установки редукторов не включал
совсем. Разгонял до 70 по навигатору (около 80 по спидометру), на слух
около 4000 об/мин. Можно и быстрее но на проселке не хочется. В болоте
везет внатяг легко (на ролике есть картинка пройденного участка кто в
болоте на технике бывал - поймет). В заключение: коекто скажет что это
не профессиональный продукт, но я думаю что имеющий право на жизнь. Блин
насчет веса самому интересно, но взвешивать на напольных весах
проблемно: надо разбирать все на фрагменты. А если серьезно то 645 кг.
http://www.avtoportal.ru/models/mod555_%C2%C0%C7_1111__.html минус
двери, ненужные сиденья, обивки, утеплители, отопители, стекла и прочая
"гражданская" ботва примерно 100 - 120 кг. Минус задняя балка, фрагмент
пола куда она крепилась (довольно тяжелый), брызговики и чашки под
капотом думаю кг. 60 - 70. Осталось примерно 480. Плюсом пойдет труба на
"раму" и рычаги 40 кг. Редуктора 25 кг. "Потяжелевшие" колеса 20 кг.
Лопата, топор, домкрат, ASUS 535, гаечные ключи, запаска 15 кг. Итог
примерно 570 - 580 кг. Все это "на глазок" +- Мощность стоковая,
максималку на проселке не развивал - это к гонцикам. Редуктора буду
"трепанировать" только весной (надеюсь) раньше не понадобится. Отчитаюсь
обязательно. Не:
распорки, доп. движки и агрегаты это лишние кг. Я против. С самого
начала стройки боролся с лишним весом. Например когда взял в руки
передний супорт и торм. диск от таза подумал нифига себе гантель. Диск -
токарю. Обточены все плоскости, уменьшен диаметр, просверлен. Супорт
обстрогал болгаркой со всех сторон как папа Карло полено. Спецально не
взвешивал но думаю весь узел стал легче примерно вдвое. И так подходил
ко всем деталям, но без фонатизма конечно не в ущерб прочности. По той
же причине на машинке нет кунгуринов люстр и прочих утяжелителей.
Планирую только лебедку. Ну и всегда с собой топор, лопата, домкрат,
навигатор, пистик и Lucky strike. Облом В
воскресенье порвал. Добрался до компа и по чесноку как обещял
докладываю: ПОРВАЛ. Лопнула ось в цепуре как срезало по середке. Причем в
субботу лазал по таким говнам, что цвет машины было не разобрать от
грязи на кузове. А порвалась цепочка на ровном прямом участке на второй
вразгон. Редуктор вклинило и серьезно повредило два зуба на ведущей
звезде - прийдется менять. Замена самой цепи не вызвала проблем: 30
минут в поле. Всеравно кисло. Что скажет уважаемый форум?
Цепь на
нервах бросил на дороге но прежде осмотрел. Износа понятно небыло
никакого пробег то невелик - выглядела как новенькая. А вот ось в месте
перелома смотрелась "перекаленой" срез выглядел "зернистым". Втулки,
пластины все красивое. Звезды на валах без перекосов (при сборке на
шлицы садил тисами - хороший натяг + распорные втулки). Думаю всетаки
цепь паленая. Сразу она мне не понравилась по упаковке уж больно
нарядная была. Видимо и сталюга не та что надо к примеру углерод вместо
чего-нибудь цементируемого ну и термообработка не по циркулю. Сегодня
приобрел цепь не "мотоциклетную" а приводную промышленую. Выглядит не
так красиво как предыдущая (вся в гавнолине каком-то), но есть надежда
что выполнена по Госту. В выходные буду ставить, пробовать. Сконвертил
видео, решил показать как было дело. На видео опять-же плохо видно
ланшафт поэтому поясню: заброшеный карьер, каменистый подьем примерно 50
м. градусов 35-45 местами. Доехали до середины. Пока шел внатяг Камаз
уверенно "рыл". Как только задние колеса оторвались на бугре их в
воздухе "раскрутило", а в момент соприкасновения с грунтом - удар в
редуктор. Цепь накуй. Так что скорее не момент, которому Иваныч
предлагает морду набить, а динамические они-же ударные нигрузки, для
кот. вот и нужен запас прочности от 7 и выше про кот. упаминал Дима, а
также пишут в учебниках для таких дурней и фом как я. http://www.youtube.com/watch?v=v9p1E6m0WlY И снова в бой В
выходные добрался. Японецкую цепь разрезал на мои куски и склепал без
замков (замки слабое место). Когда разобрал правый редуктор выматерился -
кусок оборваной цепи выломил зуб на ведомой. Решил собирать с беззубой
звездой - пробовать то японецкие на прочность надо. Сначало
двигался аккуратно потом разошолся и стал наглеть: трогался рывками,
бросал сцепление, жестко буксовал в стылых калеях, съездил на карьер и
легко поднялся в каменистый подъем где рвал промцепь, провел испытание
скоростью (примерно 60-70 непрерывно км 5). Здавая назад послучайке
остановился колесами в стылой глубокой колее поперек задние в одной
траншее, передние в соседней. Вот тут пришлось порвать машинку ненашутку
аж сам вспотел. Нагрузки на редуктор думаю были больше в разы чем летом
в жиже. Короче цепи все выдержали даже с беззубой звездой. Замечу что
цепь до меня была заебана мотоциклистом - сняли ее по причине
критического износа. Вобщем зиму поезжу так а по весне куплю такую новую
ну и понятно звезды. Если сломаюсь раньше сразу отпишусь. Да кстати
пришлось поставить заднюю дверь т.к. на скорости весь снег из под колес в
салоне, на движке и голове.
На скорости после 40 залепляет лобовик изнутри а также глаза и уш. Ну
и немного фоток. За развитием аппарата можно просмотреть на форуме
(http://forum.buggy-plans.ru/index.php) в этой теме
(http://forum.buggy-plans.ru/viewtopic.php?t=4430)
|