Любите ли вы Ванкель? Любите ли вы его так, как люблю его я... Короче:
двое парней из клуба с виртуальным адресом http://vankel.narod.ru,
Алексей и Александр, с удовольствием согласились поговорить на любимую
тему, заодно познакомить со своими ВАЗ-2108-91.
Мужики, а где ваши моторы?
Автомобили
с роторно-поршневыми двигателями (РПД) производят две страны в мире:
Япония и Россия. От этого факта и радостно и грустно одновременно.
Бодрит наша исключительность, но смущает общее мнение о несовершенстве
РПД, отчего его не берут на вооружение другие страны. Да и в России
таких машин немного, а информации о моторах системы Ванкеля и вовсе -
пара книг да два десятка газетно-журнальных статей. И самое печальное:
фактически купить что-то на "ротор" и отремонтировать его можно только в
двух городах - Москве и Тольятти.
Вольно или невольно
оказавшихся в "меньшинстве" владельцы автомобилей с РПД объединяются в
клубы. Обычно общаются в сети, на специальных форумах, но если уж
соберутся повидаться - обязательно организуют что-нибудь веселое и
интересное. Как показывает практика, почему-то все они - люди
неординарные.
Морковка пуляет ловко
Роторная
"восьмерка" (или "девятка") способна набрать сотню за 7,5 секунд и
достичь 200 км/ч. Есть сомнения? Скептикам представляем "Морковку" (на
фото рыжая) с ее победами. Многие из них задокументированы на пленке или
в бумагах, но гораздо больше передаются из уст в уста, их вам с азартом
опишут московские рейсеры. Из ярких воспоминаний ребят - как в уличных
гонках были "порваны" двухлитровый Mercedes-Benz CLK и BMW 325, на дорогах общего пользования - масса иномарок, например Mercedes-Benz 600SEL и Saab
9000. Интересно, их водители знали, что с ними гоняются?...
Отечественные автомобили, понятное дело, в зачет не идут, так как
тягаться с "ротором" может, наверное, только "сто шестая" с 2-литровым
двигателем Opel.
Но,
как известно, лошадей мало не бывает, и "восьмерку" можно было бы
"зарядить" еще, тем более что ее хозяин готов тратить на это свои кровно
заработанные. Однако тут простора для творчества практически нет.
Моторный тюнинг в нашем случае - дело спорное, так как внутри двигателя
что-то изменить, тем более в гаражных условиях, нереально. Чтобы хоть
чуть-чуть увеличить "поголовье", можно поработать над системами впуска и
выпуска. Для самого серьезного улучшения динамики можно "перетряхнуть"
по спортивным канонам трансмиссию. Не сомневайтесь - результаты будут.
Наверное,
стоит начать именно с трансмиссии. В "Морковке" стоит сцепление от
ВАЗ-2112, главная пара 4,3, "шестой" ряд и блокировка дифференциала для
передачи большего крутящего момента от двигателя к колесам.
Расточен и отполирован впускной коллектор, установлены воздушный фильтр пониженного сопротивления Pro Sport, прямоточная выпускная система - из нержавейки с трубами диаметром 63,5 мм, глушитель MG
Race, пароотделитель (синяя штуковина под капотом). Дело в том, что
температура выхлопных газов при работе роторного двигателя выше, чем у
поршневого ДВС, сильно нагревается выпускная система, а от нее -
впускной коллектор, который находится по соседству. Пароотделитель как
раз и отделяет пары от жидкого бензина.
Стандартный двигатель
ВАЗ-415 при частоте вращения эксцентрикового вала 6000 об/мин развивает
мощность не менее 99,2 кВт (135 л.с.) По жарким уверениям Алексея, после
доработки впуска-выпуска "Морковка" стала не менее чем 160-сильной.
Однако пока мотор не промеряли.
С осени 2002 года "восьмерку"
жалеют - она ездит в щадящем режиме: когда уплотнения поизносились и
компрессия упала до неприличия, пришлось заменить "пакет" (статор и
ротор в сборе). С тех пор Алексей выгуливает машину только по выходным и
в теплое время года.
Машина постоянно в центре внимания. Но не
из-за мотора. У автомобиля редкий для "восьмерок" кузов ландоле - с
жесткой крышей над передними сиденьями и мягким съемным тентом сзади.
"Морковка" еще в ранней молодости (начале 1990-х годов) побывала в
Финляндии, где ей буквально снесли крышу. Иногда такие машины еще
попадаются на дорогах...
На пороге ХХI века, когда внешность
машины устарела и хозяин решил ее освежить, появилась "морда" от
"евролады" (ВАЗ-2114) и двухцветный салон из натуральной кожи. Тогда же
произошло множество изменений в подвеске, появились амортизаторы Плаза
Спорт, вакуумник с прогрессивной характеристикой, передние вентилируемые
тормоза на 14 дюймов, 15-дюймовые раллийные диски Turbo Ronal, покрышки
Michelin Pilot и многое другое. Ну и цвет...
И все же это - еще не окончательный вариант машины. Алекс задумал этой зимой кардинально поменять любимице экстерьер.
Все
перечисленное - причина для придирок автоинспекторов, но почему-то
обходится без них. Обычно диалог с гаишниками начинается с вопроса: "Э,
парень, а мотор-то где?"
С шильдиком "1100"
- Да,
правильный вопрос, - усмехается второй Алекс, хозяин черной 2108-91.
Работает он, между прочим, в представительстве крупной японской
автофирмы, но предпочитает ездить на "восьмере".
С завода она шла
с шильдиком "1100". Представьте глаза владельцев приличных иномарок,
когда они видят эти цифры на стремительно удаляющейся "восьмеркиной"
корме. Эффект "крутой, но заезженной" машины создает и потрепанный кузов
выпуска 1998 года. Глядя на этот помятый и помеченный пятнами ржавчины
корпус, трудно угадать, какой зверь скрывается внутри.
"У меня
почти все стандартное", - говорит Саша. И начинаааает перечислять...
Двигатель ВАЗ-415, по документам - 135 л.с., выпускная система с трубами
диаметром 55 мм, прямоточным резонатором Walker и оконечником Passik.
Марлевый воздушный фильтр пониженного сопротивления в стандартном
корпусе - "кастрюле". Всевозможные стабилизаторы в подвеске производства
Тольятти, пружины Eibach, амортизаторы Bilstein. Передние вентилируемые
тормозные диски AP Racing под 15 дюймов с проточками и перфорацией.
Скоро поставлю задние дисковые тормоза, комплект уже купил.
Колеса
16-дюймовые. Диски - Alstar ExclusiveLine. Покрышки 205/45. На
замечание о разных по рисунку шинах на передней и задней осях машины,
Александр вздыхает: "А что делать? С ее темпераментом новой резины не
напасешься. Вот и приходится брать буэшную".
Про тонировку,
сетчатую решетку радиатора и модные зеркала помолчим - машина просто
обманывает внешним видом. А что в салоне? С первого взгляда и не
поймешь. Да вроде только один руль SWM TazioCorse. Нет, комбинированная
обшивка (не только сидений, но и потолка) - из кожи и необычной темной
ткани в мелкую дырочку.
Во сколько же обошелся весь этот тюнинг?
Саша считает: диски без шин (которые, напоминаем, в числе недорогих
"расходников") - 2000 у.е., выпускная система - 350 у.е., комплект
подвески - около 300, тормоза - 550...
А впереди - еще больше
траты. Новый двигатель, кузов, обвес, более жесткие амортизаторы и
пружины, вакуумник с прогрессивными характеристиками, делитель тормозных
усилий, салон с нестандартными сиденьями и приборами. По максимуму -
установка турбины. В общем, есть идея сделать новую машину, но двигатель
останется тем же - роторно-поршневым.
Так ли страшен?
Заметьте
- ни один из Алексов не обмолвился о том, что хочет изменить своему
РПД. Разговоры о недолговечности "роторов" считают просто вымыслом тех,
кто никогда не имел с ними дела. Заявленный заводом пробег - 125 тысяч
км. Если его беречь, он вполне может пройти около 100 тысяч. Но средний
пробег без капитального ремонта у эрпэдешников" поменьше: около 60. С
этим движком просто невозможно удержаться от соблазна придавить педаль
акселератора. А с большим расходом моторного масла и (которое вылетает в
трубу в буквальном смысле) и топлива (туда же) можно смириться. Пусть
ГСМ льются рекой. За темперамент ротору можно простить все. И даже
больше. Это слова людей, которые знают тему.