В дорогих спортивных тахометрах
реализовано устройство, которое позволяет гонщику не рассматривая
показания тахометра, вовремя переключать передачи. Проще говоря это
просто большая лампочка, которая вспыхивает, когда уже пора... Но как
приделать светодиод к тахометру? Принцип работы следующего устройства
прост. На микросхеме К561ТМ2 собран преобразователь частота-напряжение.
То есть чем больше частота вращения коленвала, тем больше напряжение на
выходе. На транзисторах VT1-VT3 собран триггер Шмитта, который
переключается при определенном напряжении на конденсаторе C2, которое
устанавливается резистором R6.
| Готово! |
В качестве индикатора максимального числа оборотов используется 10мм
светодиод красного цвета. Светит довольно ярко. Светодиод вставляется в
держатель и устанавливается в любое удобное место. Я ставил в тахометр.
Разборка и сборка щитка приборов требует осторожности и усидчивости.
Болтиков там немерено. Я аккуратно сверлил пластиковую панель, на
которой смонтированы приборы, а затем надфилем доводил до нужного
диаметра. Грязными руками лучше не заляпывать приборы - плохо
оттирается. Держатель удобно вставляется в отверстие и притягивается
гайкой.
| | Вырезаем отверстие под лампочку | ... |
| | Лампа-вспышка | Лампа вспышка установлена |
Сам электронный блок довольно прост в изготовлении и начинает работать
сразу после включения. Только потребуется регулировка резистором
частоты, при которой загорается светодиод. Можно конечно подстроечный
резистор R6 заменить переменным приличного вида и вывести его на щиток
приборов, чтобы можно было регулировать момент включения светодиода
простым поворотом ручки. Транзисторы используются самые дешевые и
доступные КТ315. Резистором R9 можно подобрать желаемую яркость
свечения светодиода, но чрезмерно уменьшать сопротивление не стоит, так
как может сгореть светодиод и транзистор. После проверки правильности
монтажа и настройки очень желательно залить плату эпоксидной смолой
или лаком, чтобы не было глюков от сырости. Подключается параллельно
штатному тахометру, т.е. + и -, а вход к третьему контакту тахометра.
| Готово! |
|