Удивительное
свойство НИВЫ козлить я обнаружил буквально сразу после покупки
ее,съезжая с высокого поребрика я невзначай передавил газ, задок машины
после скачка присел, а ускорение акселератором добавило жару и вот
помятый задний бампер гордо задрался к верху а мое настроение резко
упало к низу.Бороться я стал решительно и бескомпромиссно перво на
перво были поменины амортизаторы Скопин пошёл в корзину а его место
занял BOGE -24 эффект превзошол все мои ожидания передок машины стал
твердо держать дорогу о козлении не было и речи но вот беда как то раз
я выехал на свежевспаханное поле и по ошибки прохватил не вдоль борозд
а поперек их. Скорость была не высока но и этого вполне хватило чтобы
повырывать все крепления амортизаторов а в догонку изрядно помять диски
об передние колесные арки.Был созван консилиум гаражного кооператива и
на общем собрании было принято единодушное решение провести
сравнительные тесты амортизаторов из тех которые были в продаже В
качестве подопытного транспортного средства предпологалось использовать
мой свеже- заслуженный, автомобиль "Нива" ВАЗ-21213 в обычной
комплектации с двигателем 1,7 л, пробег на то момент составлял 15000 км
резина стандартная 175/80R16 на обычных железных дисках кременчугского
происхождения. Свои возможности предстояло показать пяти комплектам
амортизаторов трех различных типов: двухтрубные гидравлические СААЗ
(такими "Ниву" комплектуют на конвейере) и "Ранчо", двухтрубные же с
газовым подпором - "Монро-Гэс Магнум" и газонаполненные однотрубники -
"Кони" и "Плаза". BOGE-24 как уже прошедшие испытания были отстранены
от соревнования.Трасса по которой предстояло провести испытания была
окружная дорога вокруг гаражей нашего кооператива и представляла из
себя все многообразие российского безобразия на дорогах, извилистые
узкие тропинки с пологими уклонами вдруг резко превращались в
непроходимый овраг за которым простирался свежее положенный асфальт с
забытым ретардером в виде фонарного столба и пролитым растяпой
дорожником гудроном вот эта малая кад и стала нашим полигоном. мы не
ставили задачу продиктовать свое мнение, а хотели лишь сориентировать
потенциального покупателя, дать ему пособие по выбору.
Ниже
предлагается рейтинг амортизаторов по девяти позициям, соотношение цен
и некоторые замечания по комплектации и установке. Выбор же пусть
каждый сделает сам, исходя из собственных взглядов на автомобиль, его
использование, стиль езды и, в конце концов, ориентируясь на толщину
конкретного кошелька.
1. Комфорт на асфальте:
1 - СААЗ; 2 - "Монро"; 3 - "Кони";
4 - "Плаза"; 5 - "Ранчо".
На
российском асфальте, изобилующем трещинами, швами и заплатками, но, по
условию эксперимента, лишенном ям и крупных выбоин, лидером, по общему
мнению, оказались изделия Скопинского автоагрегатного завода - те
самые, с которыми "нивы" сходят с конвейера. С ними автомобиль отлично
"проглатывает" все микронеровности покрытия и лишь на более-менее
заметные возмущения отвечает легкой раскачкой кузова.
Раскачать "Ниву" на "Монро" куда сложнее, но и все изъяны покрытия обитатели салона ощущают более явно.
Дальше
- хуже. Газовые однотрубники словно отслеживают каждый камешек на
дороге. Но если на амортизаторах "Кони" машина почти не реагирует на
более заметные возмущения - идет как по рельсам, то на "Плазе" "Нива"
норовит на малейшей ямке подкинуть задок.
В качестве
объективной информации для оценки работы "подопытных" амортизаторов на
автомобиле мы замерили величины ускорений, действующих на человека (в
нашем случае - водителя) по трем направлениям (продольные, поперечные,
вертикальные). Из медико-биологических исследований известно, что
продольные и боковые ускорения воспринимаются человеком хуже, чем
вертикальные, но мы ограничились анализом эквивалентного и
средневзвешенного эквивалентного ускорения. Чем меньше величина
средневзвешенного эквивалентного виброускорения, тем более комфортные
ощущения у человека, и в итоге более продолжительное время он сохраняет
работоспособность (см. табл.).
2. Комфорт на грейдере и проселочной дороге:
1 - "Монро"; 2-3 - "Кони", "Ранчо";
4 - "Плаза"; 5 - СААЗ.
На
"Монро" "Нива" отлично, без намека на раскачку преодолевает волнистые
проселки, обеспечивает приемлемый комфорт в случае попадания колеса в
выбоину, неплохо ведет себя на "гребенке". "Ранчо" и "Кони" ничем не
уступают лидеру в первых двух случаях, но когда под колесами не
округлые ухабы, а ямы с острыми краями - тряска в салоне все же более
заметна. "Плаза" опять разочаровала склонностью к подбросу задка:
ощущение, что едешь не на "Ниве", а на настоящем "козле" - УАЗ-469.
СААЗ на проселке и неровном грейдере не в силах справиться с раскачкой
кузова, особенно продольной. Ползти по проселку можно, но стоит
прибавить скорость - машину начинает раскачивать выше всякого предела.
3. Комфорт на разбитой дороге:
1-2 - "Кони", "Монро"; 3 - СААЗ;
4 - "Ранчо"; 5 - "Плаза".
Когда
под колесами "Нивы" вдребезги разбитый асфальт, или неровная брусчатка,
или, как в нашем случае, "горбушки" переменной высоты и профиля (похоже
на "стиральную доску", образующуюся иногда на афальте, только еще
хуже), любому автомобилю будет нелегко. Но коли "Нива" несет титул
"автомобиля для любых дорог" - придется выдержать и это испытание.
Лидеры
- "Кони" и "Монро" хороши каждый на своей скорости. Если не увлекаться
быстрой ездой по плохой дороге, "Монро" предпочтительней. Стоит же,
вопреки здравому смыслу, немного прибавить скорость на этом жутком
покрытии, машину на "Монро" начинает неприятно трясти, зато более
трясучие на меньшей скорости "Кони" ... меняются просто на глазах и
обходят своего конкурента. СААЗ неплохо демпфирует жесткие удары, но
машину качает. "Ранчо" иногда уподобляются жестким палкам - так мотает
"Ниву", а "Плаза", и без того не самая комфортная, продолжает
подбрасывать задний мост автомобиля.
4. Запаздывание реакции на поворот руля:
1 - "Кони"; 2-4 - "Монро", "Плаза", "Ранчо"; 5 - СААЗ.
Назвать
серийную "Ниву" автомобилем "острым", с быстрыми реакциями на действия
рулем - значит погрешить против истины. Но, оказывается, подбором
амортизаторов можно заметно изменить характер машины.
Рассмотрим
крайние случаи. Оборудованная СААЗом "Нива" - аппарат более чем
задумчивый. Если при обычной спокойной езде это воспринимается как
должное, то попробуйте пройти "змейку", хотя бы на умеренной скорости.
Руль давно переложен из одного положения в другое, а автомобиль только
собирается поменять направление движения. Ситуация не самая приятная.
С
амортизаторами "Кони" старенький полноприводник, конечно, не стал
"формулой" и реакции современной дорожной машины, наверно, тоже не
превзошел, но слушаться руля стал куда быстрее и четче. При спокойном
темпе езды изменение, опять же, малозаметно, но в режиме напряженном
быстро улавливаешь, насколько это "другая" "Нива" - более послушная и
предсказуемая.
Остальная троица - "Ранчо", "Монро" и "Плаза"
заняли "золотую середину". Они делают "Ниву" более послушной, чем
стандартный СААЗ, но заметно уступают на этом поприще лидеру -
амортизаторам "Кони".
5. Крены:
1 - "Кони"; 2-4 - "Монро", "Плаза", "Ранчо"; 5 - СААЗ.
Ситуация повторяется. "Нива" на
СААЗе
активно кренится, а в напряженных поворотах даже как бы припадает на
наружное переднее колесо. "Кони" - лидер: с ними "наклонить" "Ниву"
непросто. Остальная троица если и уступает лидеру, то очень немного. А
вот аутсайдера все опережают с большим отрывом.
6. Продольная раскачка:
1-2 - "Кони", "Монро"; 3 - "Ранчо";
4-5 - "Плаза", СААЗ.
Все,
кто знаком с "Нивой" не понаслышке, знают, что этот вседорожник
страдает "недугом", присущим многим высоким короткобазным автомобилям:
он склонен к продольной раскачке. В создании сего неприятного эффекта
немало преуспели амортизаторы СААЗ и "Плаза". Но если первые, видимо,
из соображений комфортабельности, сделаны достаточно "мягкими" (а
раскачка - оборотная сторона комфортабельности), то чем объяснить
прыгучесть "Плазы"? Напомним, что питерские амортизаторы "подбрасывают"
заднюю ось "Нивы". Причину этого должны найти специалисты, мы же лишь
сделаем предположение, что характеристики амортизаторов (особенно
задних) подобраны неоптимально и не соответствуют жесткости пружин,
нагрузке и другим показателям. Можно, конечно, надеяться, что полностью
груженная "Нива" будет вести себя на "Плазе" несколько спокойней. Но
часто ли автомобиль используется с полной нагрузкой?
Наиболее эффективно снижают раскачку амортизаторы "Кони" и "Монро". "Ранчо" занял место посредине.
7. Курсовая устойчивость:
1 - "Монро"; 2-3 - "Кони", "Ранчо";
4 - СААЗ; 5 - "Плаза".
Ученый
термин "курсовая устойчивость" и влияние на него амортизаторов пояснить
очень просто. Если после проезда очередной неровности автомобиль
тряхнуло и все - это хорошо. Ежели машина стала рыскать и вам пришлось
"отлавливать" ее, работая рулем, - это плохо. У кого получилось лучше,
у кого хуже - сказано выше. Заметим только, что легче оказалось
определить аутсайдеров, а при выборе лучших мнения (и оценки,
естественно) разошлись. Пришлось, почти как в Думе, создавать
"согласительную комиссию".
8. Повторение профиля дороги:
1-2 - "Монро", "Ранчо"; 3-4 - "Кони", "Плаза"; 5 - СААЗ.
Дороги
у нас далеко не самые ровные, даже на асфальте есть уклоны (не всегда
постоянные), малозаметные колеи, заплатки, швы. Как поведет себя
автомобиль на таком покрытии? Насколько точно он будет отслеживать
профиль дороги? Будет ли это приводить к уводам и рывкам автомобиля?
Скажем
сразу - на разных амортизаторах характер поведения "Нивы" менялся
несильно. На "Монро" и "Ранчо" автомобиль реагировал на изменение
профиля чуть меньше, на "Кони" и "Плазе" - чуть заметнее, но уводы
легко компенсировались за счет четкой реакции на действие рулем. На
СААЗе "Ниву" "таскало", может, и не больше, но ощущение создалось
неприятное из-за необходимости активной рулежки - приходилось учитывать
ощутимое запаздывание машины на действия рулем.
9. Возможность возникновения стука, пробой:
1-4 - "Кони", "Монро", "Плаза", "Ранчо"; 5 - СААЗ.
В
наших "калиброванных" ямах и выбоинах на заданных режимах "пробить"
удалось лишь стандартные амортизаторы "Нивы". Возможно, проводя
сравнение в более жестких условиях, удалось бы более точно проследить
поведение других изделий. Но подобные испытания чреваты поломкой
подвески. Поскольку такой цели перед нами не стояло, "убивать" "Ниву" и
амортизаторы мы не стали.
Комментарии здесь, как
говорится, излишни. Повторимся: часто этот критерий оказывает основное
вляние на выбор товара, причем вопреки всем остальным соображениям.
11. Установка, комплектация
Крупных
проблем с установкой амортизаторов разных типов не возникло. Каждый
комплект был смонтирован на автомобиль одним механиком с помощью
обычного инструмента.
Отметим некоторые особенности,
"всплывшие" при установке. "Ранчо", в отличие от всех остальных, не
имеют распорных металлических втулок в верхней опоре передних
амортизаторов, а под их нижнюю опору пришлось слегка разогнуть проушины
крепления.
Передние "Кони" имеют чашку большого диаметра, на
которую опирается резиновая втулка. Вставить амортизатор в верхний
кронштейн непросто - эта самая чашка не допускает перекоса, а чтобы его
избежать, газовый амортизатор высокого давления приходится сжимать.
Работа нелегкая.
Резьба на всех штоках передних амортизаторов
одинаковая - М10х1, правда, на "Плазе" "забыли" (?) сделать лыски под
ключ для удержания штока. Выполнили их сами на наждачном круге.
Все
импортные амортизаторы упакованы в нарядные, яркие коробки, приложен
комплект крепежа. Наши, по традиции, - без крепежа и без упаковки.
СААЗ; Скопин, Россия. Двухтрубные гидравлические амортизаторы, поступают для комплектации "Нивы" на ВАЗ.
+ Низкая цена, высокий уровень комфорта на асфальте, приемлемый комфорт на разбитом асфальте.
- Склонность к пробою, продольная раскачка, крены, низкий комфорт на проселке, значительное запаздывание на действия рулем.
Резюме.
Для нетребовательного водителя, предпочитающего спокойную, размеренную
езду, передвигающегося в основном по асфальтированным дорогам. Хороши
ровно настолько, сколько стоят. Ремонтопригодны!
"Монро-Гэс Магнум"; Бельгия. Двухтрубные, с газовым подпором низкого давления.
+
Высокий уровень комфорта на разбитой дороге, грейдере и проселке,
приемлемый комфорт на асфальте, минимальная раскачка кузова.
- Заметные крены, некоторое запаздывание на действия рулем.
Резюме.
Поведение автомобиля с амортизаторами "Гэс Магнум" - удачный компромисс
между комфортом, с одной стороны, и поведением машины в напряженных
режимах - с другой. В общем, близко к золотой середине. И по цене тоже.
"Ранчо RS5000"; США. Двухтрубные гидравлические амортизаторы.
+ Приемлемый уровень комфорта на проселке, приемлемые реакции на действия рулем.
- Низкий комфорт на асфальте и разбитой дороге, высокая цена.
Резюме.
"Масло" - да не то! В отличие от собрата с СААЗа, заметен уклон в
сторону улучшения ходовых качеств в ущерб комфорту. Ничем особо не
блещет, но и без явных провалов. Крепкий (но очень дорогой) середняк.
"Плаза"; Санкт-Петербург, Россия. Однотрубный амортизатор с газовым подпором высокого давления.
+ Малая склонность к пробою, умеренные крены, малое запаздывание на действия рулем, приемлемая цена.
- Низкий уровень комфорта на всех типах дорог, склонность к продольной раскачке.
Резюме.
Если бы не обидная склонность к подбросу задней оси, был бы очень
неплох для большой загрузки и плохих дорог. К тому же куда дешевле
заграничных аналогов.
"Кони"; Голландия. Однотрубный амортизатор с газовым подпором высокого давления.
+
Минимальные крены и раскачка кузова, минимальное запаздывание реакции
на действия рулем, достаточно высокий уровень комфорта на разбитых и
проселочных дорогах.
- Невысокий комфорт на асфальте, цена.
Резюме.
Если "Нива" для вас не средство доставки вещей на дачу, а "боевая"
машина, если вы проповедуете активный стиль езды, а в машине цените
строгость и послушание - "Кони" помогут вам в этом... Как, впрочем, и в
опустошении кошелька.