На испытания был взят Land Cruiser 80 с
дизельным мотором рабочим объемом 4,2 л. Доработка автомобиля не
коснулась внешности - только двигателя, трансмиссии, ходовой части и
тормозной системы. Мотор оснастили турбосистемой Safari с интеркулером
и новой выхлопной системой, в переднем и заднем мосту установили
блокирующиеся дифференциалы и главные пары с пониженным передаточным
числом, тормозные диски заменили усиленными, в подвеске появились
амортизаторы Nitro Charger новые мощные пружины и "подвязки" мостов,
вместо стандартных стальных дисков поставили высокопрочные
легкосплавные OZ Racing и т.п. Знатокам и почитателям Land Cruiser 80
не нужно рассказывать о флегматичном характере 136-сильного
атмосферного дизеля, который не обеспечивает такому большому автомобилю
хорошей разгонной динамики. Сделать этот мотор "живее", способным
разгонять трехтонную машину до более высоких скоростей, как было уже
отмечено, призвана турбосистема Safari с интеркулером и новой выхлопной
системой.
Удобным "полигоном" для первого этапа проверки "возмужавшего"
мотора стал один из Киевских бульваров со средним по крутизне подъемом
(градусов 25-30). Чтобы ощутить эффект от тюнинга, сначала несколько
раз преодолели барьер на Land Cruiser с оригинальным заводским мотором,
а затем - с "прооперированным" двигателем. Результат оказался
впечатляющим. Если в базовом варианте атмосферный дизель вытягивал Land
Cruiser на подъем на третьей передаче с большим трудом без каких-либо
признаков разгона, то после установки турбосистемы его характер
полностью изменился. Прежде короткая третья передача стала настолько
длинной, что позволила легко разогнать наш тяжеловес на таком подъеме
до 100-110 км/ч. Ощущение такое, что спокойный дизель заменили на
оборотистый бензиновый мотор. Улучшение приемистости чувствуется и на
других передачах. Нужно вырваться вперед на светофоре - педаль газа в
пол, и машина с характерным турбинным свистом стремительно уходит
вперед. С 0 до 100 км/ч автомобиль стал ускоряться за 9 секунд.
Экстремальный обгон на перегруженной трассе тоже не вызывает проблем.
Усовершенствованный дизель обеспечивает джипу интенсивное ускорение при
обгонах и на высоких скоростях даже без включения пониженной передачи.
Наверное, это и есть обещанный производителем турбосистем Safari 50-ти
процентный прирост мощности и крутящего момента. К тому же в работе
мотора практически отсутствуют провалы и "тянет" он начиная с самых
"низов", а не после 3-4 тыс. оборотов. Секрет тут в наполнении
цилиндров воздухом под малым давлением (0,5 атм.) во всем диапазоне
оборотов двигателя. Кстати, скоростные возможности внедорожника также
существенно возросли - вместо паспортной "максималки" 170 км/ч он
прекрасно разгоняется и до 185 км/ч. Больше в данном случае не
позволили внедорожные шины. А чтобы на таких скоростях не перегревались
тормозные диски, их сменили специальные усиленные. Так что при любом
режиме движения тормозная система работает эффективно и надежно.
Первые впечатления о работе модернизированной подвески были
получены еще в городе, когда мы на скорости 70 км/ч преодолевали
"случайно" оказавшиеся на пути бордюры высотой 25 см. Прохождение
препятствий оказалось настолько незаметным, что в какое-то мгновение мы
даже усомнились, настоящие ли это бетонные бордюры или сделанные из
пенопласта. Что касается трамвайных и железнодорожных переездов, то их,
для сидящих в салоне этого внедорожника, не существует. Продолжили
экзаменовать подвеску уже за городом, на тренировочной трассе команды.
Здесь было все - и сыпучие пески, и полевая трасса, и другие серьезные
препятствия. Модернизированная подвеска получилась достаточно
длинноходной и энергоемкой, хотя и не очень мягкой. Езда на различных
скоростях и в разных дорожных условиях показала, что характеристики
установленных пружин и амортизаторов подобраны для обеспечения
оптимального поведения автомобиля как на трассе или в городе, так и на
бездорожье. Хотя особо ярым поклонникам скоростных "покатушек" по
бездорожью нелишне иметь амортизаторы с регулируемой жесткостью. С их
помощью можно настроить подвеску для скоростной езды на любых дорогах и
бездорожье. Нынешней сухой осенью найти дорогу, точнее, бездорожье, где
можно было бы проверить работоспособность блокируемых дифференциалов -
колесных и межосевых - оказалось проблемой. Долгие поиски привели нас
на песчаные насыпи. А подобие сахарских барханов - чем не лучшее место
для проверки проходимости? Включаем пониженную передачу, блокировку
межосевого и заднего колесного дифференциалов (передний -
самоблокирующийся) и - полный вперед. Новое дорожное покрытие, в
котором колеса утопают на 20-30 см, дает о себе знать только плавностью
хода и некоторой медлительностью при разгоне. Хотя это нормально -
мягкий песок, с одной стороны, сглаживает жесткость подвески на малых
скоростях, а с другой - создает дополнительное сопротивление качению
колеса. Отменно выполняют свою работу блокирующиеся дифференциалы.
Одновременная передача крутящего момента на все четыре колеса позволяет
автомобилю не только уверенно перемещаться по песчаным равнинам и
барханам, но и уверенно разгоняться.
Важный момент на бездорожье - тип используемых шин. Если они имеют
дорожный рисунок протектора, блокировки дифференциалов могут оказаться
бесполезными. В нашем случае Land Cruiser был "обут" во внедорожные
шины с крупными грунтозацепами BF Goodrich Radial Mud-Terrain Т/А. На
трассе они ведут себя хуже, чем обычные дорожные шины. Хотя недостатком
это назвать нельзя, ведь машина модернизирована в большей степени для
бездорожья. Если же заменить резиновые "гусеницы" на дорожные "катки",
автомобиль становится совсем другим - более устойчивым на высоких
скоростях, менее шумным. А чтобы в экстремальных условиях не произошло
разбортирования высокопрофильной резины, установленные диски OZ имеют
специальную внутреннюю отбортовку. Подытоживая впечатления от
тюнингового Land Cruiser 80, хочется сказать что подобная доработка
машины может существенно изменить ее поведение и важнейшие
характеристики - крутящий момент и мощность двигателя, эффективность
тормозной системы, проходимость и т.п.