Сколько раз вам приходилось слышать поговорку «Что имеем — не
храним, а потерявши — плачем»? Могу поспорить, что количество
упоминаний зашкалит за тысячу, и хотя это очень старая поговорка, в
современном контексте она звучит не менее актуально. Только
простудившись, начинаешь ценить жизнь без простуды; только после
трехчасового путешествия на лодке, во время которого вас тошнило без
остановки, начинаешь ценить пребывание на твердой почве; и наиболее
актуальный пример из моей личной практики: только прокатившись на Subaru
Impreza
WRX RA 1993 г.в. Чарли Хаттона, я начал ценить удачное расположение
ручек в салоне машины. Да, просто поразительно, как эти хрупкие куски
пластмассы, наиболее требуемые во время криков наподобие «Господи
Иисусе!», успокаивают и умиротворяют, в сколь опасной ситуации вы бы не
оказались.
В Веллингтоне был обычный пасмурный день, когда Чарли, его невеста
Клэр и я устремились вверх по местной извилистой горной дороге на
ярко-красном WRX. Вскоре Чарли реально надавил на педаль газа, машина
взревела и резко ускорилась, что было для меня полной неожиданностью.
Когда в поле зрения показался первый поворот, я начал судорожно искать
спасительную ручку, монтированную над дверью. Но в моей руке оказался
лишь воздух. Должно быть, Чарли заметил мои панические телодвижения,
когда я пытался нащупать свое спасение и усмехнулся: «Это же
комплектация RA, комфорт не предполагается». Чувствовал я себя, мягко
говоря, очень глупо и более чем неуютно, но такая уж у меня работа.
Кстати, пора бы и о ней.
Чарли купил эту первую версию WRX, ставшую первой в поколении новых
гоночных машин, пять лет назад, но лишь недавно решил полностью ее
прокачать, надеясь в итоге получить нечто особенное.
Сначала Чарли решил сосредоточиться на косметической части вопроса,
а поскольку он из тех парней, у которых в каждой мастерской есть
друзья, то начал этим активно пользоваться. Легкий кузов авто немного
поизносился и потерял товарный вид, не без помощи двух прежних хозяев,
активно использовавших машину на треке. Посему Чарли прибег к помощи
пары знакомых маляров, которые с радостью согласились придать машине
новый облик. Но перед тем как покрасить авто, следовало немного
«поработать скальпелем», воспользовавшись тем, что машина готовится под
покраску. Эксклюзивный боди-кит от C-West и спойлер на крышку багажника
Version 5 пришлись очень к месту. После установки обвеса машину
покрасили в оригинальный красный цвет Subaru и покрыли составом
Prismatech, который придал цвету необходимую индивидуальность.
Теперь, когда освежили внешность авто, Чарли мог заняться своим
самым любимым аспектом: заставить машину ехать быстро. Та невероятная
скорость и мощь, которые заставили меня метаться в поисках спасительной
ручки, не возникают сами по себе, их нужно уметь добиться. К счастью
для банковского счета Чарли, он в своем роде эксперт по части всего,
что касается автомобилей — тут ему опыта не занимать.
В скором времени стандартный двухлитровых агрегат EJ20 оказался на
полу гаража, разобранным на болтики и детали и готовым к перестройке.
Чарли знал, что ключевым моментом в получении большой и, что более
важно, стабильной мощности является постройка по-настоящему надежного,
крепкого мотора. Начав с установки сбалансированных коленвала и
шатунов, Чарли затем установил комплект меньших по диаметру гильз Aires
5-thou в литой блок. Поршни Aires, меньше по размеру, чем стандартные,
позволяют металлу немного расширяться при нагревании в условиях
экстремально высоких температур, соответственно уменьшая трение, а оно,
как известно, — злейший враг любого двигателя. Все эти
высокотехнологичные компоненты удерживаются внутри могучего блока при
помощи улучшенных подшипников и высококомпрессионных колец. Теперь,
когда блок сможет переварить все, что пожелает хозяин, Чарли решил, что
пора придать педали акселератора бодрости. Поэтому, прежде чем вернуть
двигатель на место, Чарли хорошенько доработал головку блока, включая
полировку и установку агрессивных клапанов и иже с ними, изготовленных
на заказ. Двигатель теперь получает массу ледяного воздуха благодаря
хитростям во впускной системе. Начинается она воздушным фильтром
K&N, помещенным в специальный отсек, не позволяющий ему засасывать
нагретый двигателем воздух, затем по 3-дюймовомому патрубку воздух
попадает в турбину TD06. Большая крыльчатка турбокомпрессора весом 25 г
прогоняет его через чрезвычайно симпатичную систему патрубков к
изготовленному на заказ фронтальному интеркулеру Hybrid 750x300x70, но
перед этим он смешивается с ледяным углекислым газом при помощи
небольшой форсунки, монтированной в патрубок. Большинству из нас вполне
хватило бы охлаждения, получаемого от сочетания холодного СО2 и
нехилого интеркулера, но только Чарли и этого мало. Вторая линия
охлаждения от DEU Cryo2 вживлена в отполированный патрубок, на этот раз
с другой стороны всей системы, охлаждая воздух еще раз, прежде чем он
попадет к дросселю. Ощутив на себе действие этой простой системы, я
могу лишь сказать, что ощущения схожи с крепкой подачей в лоб; очень
похоже на систему впрыска закиси азота, но за полцены.
Сделав своего боевого коня достаточно мускулистым, Чарли понял, что
и топлива теперь его питомцу нужно несколько больше, чем может
обеспечить стандартная система. Внешний топливный насос Bosch,
рассчитанный на 500 л.с., теперь трудится вместе со стандартным,
расположенным в баке, подавая бензин к 850-кубовым форсункам и
настраиваемому регулятору давления топлива Bosch, соединенному с
изготовленной на заказ двойной топливной рейкой. Все это, включая
индивидуально изготовленные катушки зажигания, находится под контролем,
наверное, самого популярного в Австралии тюнингового блока управления
двигателем — Motec M48. Компьютер также контролирует уровень давления
турбины, регулируемый внешним 45-мм вейстгейтом Turbosmart, скромно
делающим свое дело внизу двигательного отсека, отводя раскаленные
отработанные газы от турбины. Далее они направляются в стальную
выпускную систему, 3-дюйма в диаметре, от турбины прямо в выхлоп
Jasma-spec.
Наконец, двигатель невесомой иконы раллийных соревнований был снова
в деле. Итак, мотор сидит на подушках, двигательный отсек приведен в
порядок и дополнен маслоуловителем, расширительным бачком и бачками для
омывающей жидкости, а значит время отжигать. Хотя, еще не совсем.
Оказалось, что вопреки совершенно потрясающему виду полностью
обновленного подкапотного пространства, его теперь не так легко скрыть
от посторонних глаз: из-за новых патрубков крышка капота просто не
желала закрываться. Будучи оптимистом, Чарли посчитал это отличной
возможностью, а не помехой, и обратился к Заку из Carboglass за новым
эксклюзивным карбоновым капотом. Изготовленный с нуля под запросы
Чарли, этот капот полностью из карбона толщиной всего несколько
миллиметров. Он настолько легкий, что во время фотосессии для журнала,
когда я собрался взглянуть на двигатель, его подняло легким дуновением
ветра.
Теперь, когда этот WRX едет и выглядит так, что может впечатлить
даже прожженных ветеранов импортного тюнинга, настало время поработать
над его управляемостью. Понимая, что диски являются немаловажным
аспектом поведения машины на треке, Чарли связался с местным
специалистом по колесам, Элом из Mag and Turbo, который потратил не
один час на поиски подходящего комплекта. После долгих раздумий выбор
был сделан в пользу симпатичных 18-дюймовых «катков» шириной 7,5 дюйма
Advanti Nitro.
Эти диски теперь уютно разместились в арках, благодаря установке
регулируемых койловеров Tein спереди и супернизких пружин King в
сочетании с газовыми амортизаторами KYB сзади. С обоих концов также
установлены распорки стоек, делающие машину еще жестче.
Начался новый год, и машина вернулась на большую дорогу. Претерпев
некоторые изменения по части интерьера — ручка переключения передач
Momo, эксклюзивные красные датчики и некоторые детали на приборной
панели и перетяжка салона — VLOCTI была готова к бою и стала появляться
на многочисленных шоу и выставках по всей стране, готовая удивлять. И
это ей удалось. Сидя рядом с Чарли и наблюдая за проходящими мимо
поджарой Subaru знатоками, я заметил, что они бросают на нее короткий
взгляд и удаляются по своим делам. Но через некоторое время я заметил
те же лица: они заглядывали под капот и показывали своим друзьям самые
удачные детали. Оказалось, судьи испытывали те же ощущения и вручили
Чарли многочисленные награды, включая «Лучший автомобиль Subaru»,
«Лучшая покраска» и «Лучшее подкапотное пространство».
Встретив недавно Чарли в городе, я спросил, что будет дальше с его
WRX. Несомненно, машина «нуждается в дальнейшей настройке на
динамо-стенде», а после этого отправится на трек выяснять, на что
способна. «Что ты имеешь в виду под необходимостью дальнейшей
настройки?» — спросил я. По словам Чарли, та поездка, в которой я чуть
не поседел, проходила при базовых настройках, когда машина просто
ехала. Возможно, с возрастом я растерял часть молодецкой удали, но я
уговорю Чарли приделать в салоне ручку над пассажирским сидением
прежде, чем в следующий раз подойду к этой машине, поддавшись на его
уговоры.
|