Принципы экспедиционного тюнинга
Горы ошибок не прощают. Равно как пустыни,
тундры, леса и степи. Поэтому в подготовке внедорожника для дальних
путешествий нет мелочей. Но есть нюансы. Что брать за основу
экспедиционного автомобиля – вопрос почти религиозный.
Кто-то делает ставку на Land Cruiser, а кому-то больше по душе
Land Rover Defender 110. Впрочем, в данном случае речь пойдет, в
основном, про общие принципы экспедиционного тюнинга на примере машины
известного путешественника Павла Разина. Его рассказ записал Алексей
Чуприков.
На первый взгляд наш автомобиль кажется не так уж сильно
подготовленным. Усиленный бампер с площадкой под лебедку похож на
штатный, «кенгурятник» тоже неброский. Кстати, он нам не раз
пригождался – например, в норвежской тундре. Отдельные особи и целые
стада оленей мигрируют по дорогам без всякого понятия о правилах
движения. То же в Исландии и на Фарерских островах – только там
опасность представляют овцы, которые передвигаются почему-то
исключительно по трое.
Цитата: |
Дополнительных
печек в автомобиле две. Вторая – запасная. Управление ими выведено на
приборную панель. Рядом – термометр, показывающий температуру за
бортом. Между сиденьями расположился преобразователь на 220 В. От него
питается в том числе и компьютер. Системный блок почти стандартный,
монитор вообще без переделок, полноразмерная клавиатура. В целом очень
удобно и надежно. |
Для лета на машине стоят BF Goodrich А/Т почти стандартного размера –
31.8 дюйма. Они прошли 110 тысяч самых непростых дорог и все еще годны
к эксплуатации. Возможно, это потому, что колеса ставились в Финляндии,
а к нам приезжает какая-то другая резина. По моему опыту именно
покрышки класса А/Т (All Terrain) – то, что надо для дальних перегонов
по любой поверхности, от асфальта до пустыни и каменистых лавовых
полей. А на мягких грунтах хорошо помогает решительное стравливание
давления в шинах. Серьезных засад в экспедициях бывает не так много, и
для борьбы с ними достаточно надежной лебедки и хорошего удлинителя,
лучше двух.
КСТАТИ, ПРО КОЛЕСА
А вот диски на машине нештатные, сечение – толще обычного
миллиметра на три. В сочетании с усиленной подвеской они очень помогают
сохранить способность к передвижению даже после попадания в серьезные
выбоины.
Легко заметить, что на нашем автомобиле две запаски. Обычно всех
интересует, не мешает ли колесо на капоте. Отвечаю: обзорность – дело
привычки. Между тем лишняя запаска на экспедиционнике необходима.
Покрышки рвутся, режутся, а цивилизация не всегда оказывается рядом. А
коли так, то куда девать второе колесо? В машине места нет, на
багажнике тоже тесно, да и лишний вес на крыше не добавляет
устойчивости на плохих дорогах. Так что вторую запаску – только на
капот.
Еще надо отметить, что и в летней, и в зимней резине (последняя –
Hakkapeliitta 2, шипованная) стоят камеры: срезание сосков на
накачанной резине нам не грозит, а ремонтопригодность и надежность
сильно повышаются! Особенно актуально это зимой, в морозы ниже минус 47
°С. В Якутии достаточно остановиться вздремнуть часок-другой – и
баллоны превращаются в треугольники. Чтобы их не повредить, надо
километров пять ехать очень медленно. А если резина бескамерная, то
между ней и ободом тут же образуется зазор. Сколько людей погибло вот
так, из-за спустивших разом всех четырех колес... Накачать их при такой
температуре нереально.
ЛЕС И ФАРЫ
На ксеноне, имплантированном в танковые фары, мы остановились,
потому что четыре года назад это был самый бюджетный вариант. Мало
того, он оказался очень достойным по характеристикам – не хуже
импортных аналогов. К тому же корпусы фар крепкие и влагонепроницаемые.
Защиту фар не стали делать, поскольку далеко не вся наша планета
покрыта лесами. Россия – это скорее исключение. Ну, еще много лесов в
Бразилии. Когда туда поедем, тогда и о защите позаботимся.
Кстати, знаете, зачем столько света? По зимникам ездят главным
образом ночью, когда свет фар позволяет разглядеть колею. Днем она
абсолютно не видна, а малейшее отклонение от накатанного полотна грозит
сваливанием в сугроб, куда не рискует заезжать даже трактор К-701,
который этот зимник и расчищает.
БАГАЖНИК И КРАСОТА
Багажник на крыше в дальней дороге совершенно необходим. У него
только два недостатка – вес и парусность, повышающая расход топлива.
Хотя в местах, где заправки редки, сильно не разгонишься и
сопротивление воздуха не так критично.
На багажник отправляется все легкое, но объемное и не входящее в
число предметов первой необходимости. В зимних экспедициях это
громоздкая супертеплая верхняя одежда и обувь, которая нужна только в
экстремальных ситуациях. А также большие, но легкие запчасти, вроде
фильтров, войлочного и брезентового утеплителя двигателя, канистры с
маслом, кухонная утварь и не боящаяся мороза еда, вроде пельменей,
замороженных блинчиков и рыбы, купленной у малых народов Севера.
Цитата: |
Багаж – это серьезно. Ради него салон разделен на две части. Одна –
полноценное спальное место. Вторая доверху заполняется вещами, и все
надежно швартуется. Спереди крепкая, стянутая болтами перегородка, не
позволяющая «шмурдяку» перемещаться вперед. Конструкцию венчает
площадка под две канистры: в условиях Севера обязательно надо иметь
теплую, сдобренную антигелем солярку. В нижнем отделении багажника
расположены легко доставаемые тяжелые ящики с запчастями и инструментом. |
Ну и, естественно, только на багажник можно поставить четыре
канистры... Держатель для них – предмет особой гордости.
Самозатягивающиеся стропы на серьезной дороге и высоких широтах не
годятся – разбалтываются и требуют постоянного внимания. Кроме того,
ослабить/затянуть эти стропы и снять/поставить канистры на 50-градусном
морозе и ветре очень непросто. Поэтому канистры фиксируются болтами,
которые всегда отворачиваются и заворачиваются без проблем.
На багажнике помещается и жесткая сцепка, годная хоть под
камазовский фаркоп. Буксирная стропа в мороз – вещь бесполезная. Если
двигатель не работает, а на улице минус 60 °С, толку от нее нет. Руль
не провернешь, тормоза не работают, в салоне холодно, и окна быстро
запотевают/замерзают.
Кстати, багажник – отличная смотровая площадка в пустыне или степи.
Именно с этой самой высокой точки на многие километры мы обнаружили в
бинокль в Кызылкумах пару древних крепостей на горизонте!
УСИЛЕНИЯ И ЗАЩИТЫ
Из внешних доработок стоит отметить силовые пороги и перемещение
заднего запасного колеса с двери на мощную «калитку». Естественно,
установлены защита рулевых тяг и защита редуктора переднего моста.
Однажды ночью под Нарьян-Маром «поймали» здоровенный камень. Удар был
такой силы, что даже осматривать машину на предмет повреждений как-то
не хотелось. А на самом деле ничего не случилось – сработала защита!
Кстати, передняя рулевая тяга на машине усиленная.
Были заменены и межколесные дифференциалы – те, что установлены
сейчас, не только блокируются, но и выгодно отличаются от штатных в
смысле прочности. Кстати, блокировки помогают преодолевать препятствия
и повышают надежность машины. Прошлой зимой на БАМе срезало фланец
задней полуоси. До Якутска, куда его должны были привезти, было еще 3
тысячи километров. На одном переднем мосту не проедешь. Скорее всего не
выдержала бы раздаточная коробка. Или карданный вал. Но мы
заблокировали задний дифференциал и на трех колесах прошли по всему
западному БАМу и знаменитой трассе «Лена» – одной из самых жутких дорог
планеты. Справедливости ради надо признать, что на морозе блокировки
включаются неохотно. Да и трубки пневмоприводов – не очень надежный
узел...
ГЛАВНОЕ – НАДЕЖНОСТЬ
Вообще надежность – главное качество экспедиционного автомобиля.
Например, небольшие колеса оставлены именно из-за этого. А вот
установка центрального замка и электроприводов стекол была ошибкой.
Однажды штурман открыл окошко, выбросил окурок, а закрыть не смог.
Казалось бы, мелочь, а сколько радости было для экипажа той полярной
ночью в тундре.
Используем только кислотные аккумуляторы. Ведь разряженная гелевая
батарея при «прикуривании» не пересылает энергию на стартер, а берет
все на собственную зарядку. Автомобиль не заводится.
Амортизаторы используем стандартные. Работают неплохо, стоят меньше
усиленных, а менять все равно после каждой экспедиции и те, и другие.
Навигационный компьютер у нас тоже непривычный. Это обычный
системный блок и 17-дюймовый монитор с простой клавиатурой и оптической
мышкой. Винчестер на 200 Гб подвешен на резинках – вот, собственно, и
все переделки. А в запасе еще три жестких диска со всеми данными –
поменять замерзший или глюкнувший труда не составляет.
Цитата: |
Автономный подогреватель двигателя и кусок войлока отлично защищают мотор от суровых якутских морозов |
БОРЬБА ЗА ТЕПЛО
Всякий Defender нуждается в дополнительной печке... Это, к
сожалению, неоспоримо. На моем автомобиле их три. Одна – предпусковой
подогреватель двигателя, она же догреватель его на очень сильном
морозе. Другая – автономный отопитель салона. На самом лютом морозе
можно спать раздетым при выключенном двигателе.Испытано на льду
Ледовитого океана в Новый, 2006 год. А третий отопитель – резервный.
Нужен и автономный бак для отопителей в салоне. Даже если солярка в
баке замерзнет, то, пока не умер аккумулятор (а он протянет долго),
будет тепло.
Совет всем, кто собирается в Заполярье: установщики делают забор
воздуха извне. И обогреватели вырубаются уже на минус 40 °С. Забор
воздуха для них должен быть из салона.
Кроме того, необходимо сделать обогрев всей топливной магистрали.
Причем желательно, чтобы провода к ней шли в матерчатой оплетке, не
боящейся мороза.
ОСТАНОВИТЕ «ШМУРДЯК»
Предмет нашей особой гордости – организация салона. Обычно вещей в
путешествие набирается столько, что весь багажник в салоне ими завален
до потолка. И во время движения, особенно по плохим дорогам, все это
стремится вперед, на головы пилота и штурмана. Но мы эту проблему
решили (см. врезку).
ЧЕГО ЕЩЕ НЕТ
Связь пока обычная, СВ. Но ее явно не хватает, например, для
дальней разведки трассы, и она чревата потерей экипажей. В новую
экспедицию пойдем уже с УКВ – это значительно дороже, но качество и
дальность в разы больше!
Планируем поставить серьезный автомобильный комплект космической
связи. А то на морозе, дожде, ветре и солнце очень некомфортно бегать
за спутниками.
|
Категория: Тюнинг Land Rover | Добавил: Dёnick (25.10.2010)
|
Просмотров: 823 | Комментарии: 3
| Рейтинг: 0.0/0 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|