Начнем с того, что такое чип-тюнинг, и зачем он нужен.
Итак, чип-тюнинг - это изменение программы, заложенной в электронный
блок управления (ЭБУ) двигателем. Может возникнуть вопрос, а зачем
менять эту программу, заложенную в ЭБУ. Этими причинами может быть
желание увеличения мощности двигателя, улучшения его экономичности и
прочих характеристик при помощи изменения калибровочных параметров,
заложенных в программу ЭБУ. Кроме того, изменение программы ЭБУ не
помешает при выпуске производителем автомобиля обновленной версии
программы. Так, например, последняя версия программы ЭБУ на момент
написания данной статьи для Deawoo Sens
c ЭБУ Микас-7.6 - "V09NSS130020", и замена на нее не помешает, т.к.
производитель, я так думаю, все-таки учел в ней какие-то ранее
допущенные ошибки. Конечно, не стоит думать, что изменение программы
ЭБУ сможет "вылечить" заведомо неисправную машину. Стоит запомнить, что
чип-тюнинг следует делать только на полностью исправной машине. Как
вариант применения чип-тюнинга стоит упомянуть о варианте, когда
автомобиль переводят на другой вид топлива - газ. Естественно, на
серийной заводской прошивке, рассчитанной под применение бензина,
автомобиль на газе поедет, однако работа двигателя на ней будет не
совсем оптимальна. В данном случае очень неплохим будет вариант
установки в ЭБУ так называемой двухрежимной программы, когда водитель
нажатием кнопки переключается с программы для бензина на программу для
газа. При чем обе программы находятся в одном ЭБУ.
Итак, для чего нужен чип-тюнинг мы разобрались. Теперь возникает
вопрос, а что нужно для того, чтобы сделать чип-тюнинг. Для этого
понадобится обычный персональный компьютер, специализированные
программы (о них я расскажу позже) и K-Line адаптер для подключения ЭБУ
к персональному компьютеру. На профессиональном сленге программа,
заложенная в ЭБУ называется прошивкой. Поэтому далее я буду
использовать именно этот термин. Операция чип-тюнинга требует снятия
ЭБУ с автомобиля, хотя в некоторых случаях можно выполнять операции и
без снятия через диагностический разъем. Необходимо помнить, что
снимать/устанавливать ЭБУ необходимо только при выключенном зажигании,
при этом, после выключения зажигания и до момента снятия/установки ЭБУ
должно пройти не менее 5 сек, для того, чтобы успело отключиться
главное реле. На Сенсе ЭБУ расположен под передним пассажирским
сиденьем (см. фото), и для его снятия необходимо сдвинть кресло до
упора вперед, и ключом на "10" открутить гайки его крепления к кузову,
а после чего отстегнуть от разъема. ЭБУ снят, и теперь преходим к
следующей операции.
Для того, чтобы сделать какое-либо изменение в прошивке, ее
необходимо предварительно считать с ЭБУ. Следует заметить, что в ЭБУ
Микас-7.6 установлено два вида памяти: FLASH и EEPROM. Во FLASH памяти
хранится программа управления двигателем, а в EEPROM памяти
используется как энергонезависимая память для хранения определенных
значений. Этими значениями являются моточасы (сколько времени двигатель
работал на различных режимах), коды возникших ошибок и прочее. При
операции считывания необходимо всегда считывать данные как FLASH так и
EEPROM памяти. Хоть изменять содержимое EEPROM памяти я не советую,
однако считанный его дамп не помешает для "оживления" машины в случае
неудачной операции чип-тюнинга. И связано это с тем, что содержимое
EEPROM памяти привязано к каждому конкретному ЭБУ, что означает, что с
дампом EEPROM памяти от другой машины, она просто не заведется, а при
диагностике будет выдана ошибка "Неустранимая ошибка ЭБУ". Считывание
FLASH так и EEPROM памяти осуществляем при помощи программы-загрузчика
ChipLoader (см. фото), предварительно подключив ЭБУ к персональному
компьютеру при помощи K-Line адаптера. После того, как успешно
выполнили операцию считывания и сохранили дампы памяти, переходим к
следующему этапу - изменения калибровочных параметров.
Калибровочные параметры (карты зажигания, топливоподачи,…) хранятся
в считанном дампе FLASH памяти, поэтому именно файл с этим дампом мы
загржаем в программу-редактор калибровок ChipExplorer (см. фото). После
того, как прошивка загружена в редактор калибровок ChipExplorer можно
осуществлять просмотр и редактирование калибровочных параметров.
Следует помнить, что изменяя значения калибровок нужно четко
представлять, что вы делаете. В нашем случае, мы изменим угол зажигания
на несколько градусов в сторону раннего. Зажигание мы сделаем ранним
именно потому, что завод-изготовитель сделал запас по углу зажиганию, и
изменив его мы можем улучшить динамику машины и ее экономичность.
Однако необходимо помнить, что слишком раннее зажигание чревато
детонацией, а это очень плохо для двигателя. Итак, калибровки прошивки
мы изменили и сохранили в файл. Теперь переходим к этапу записи
измененной прошивки в ЭБУ.
Для записи измененной прошивки в ЭБУ используем уже упоминавшуюся
здесь программу загрузчик ChipLoader. После успешной операции записи
устанавливаем ЭБУ на автомобиль, заводим и пробуем автомобиль с новой
прошивкой.
|