Отношение компании Citroen
к спортивным автомобилям достойно упоминания в программе «Необъяснимо,
но факт». Знаменитая французская фирма, болиды которой (Xsara и С4)
громят всех в чемпионате мира по ралли, удивительно прохладно относится
к идее выпуска «горячего» дорожного автомобиля. Конечно, существуют
оспортивленные версии С2 и С4, но они не могут в корне изменить
ситуацию. Поэтому, для многих энтузиастов просто не остаётся другого
выхода, как создавать гоночные Citroen самостоятельно. И надо заметить,
иногда из подобных самоделок получаются настоящие монстры.
Сложно поверить, но этот Citroen Xantia разгоняется до первой сотни быстрее, чем Lamborghini Murcielago и Porsche
Carrera GT, а по такому показателю, как отношение массы автомобиля к
мощности двигателя он превосходит даже Bugatti Veyron! Достаточно
сказать, что этот монстр разгоняется до 100 км/ч за 2,55 секунды, а до
160 км/ч и вовсе за 5,8! Для сравнения: на футбольном поле этот Citroen
наберёт 100 км/ч раньше 11 метровой отметки! Конечно, о дорожном
применении подобного аппарата речь не идёт, основное место обитания
подобного аппарата – это ралли-кроссовые трассы. Этот вид автомобильных
гонок отличается тем, что покрытие трассы смешанное, асфальт чередуется
с гравием, т.е. своеобразный симбиоз кольца и традиционного кросса. До
недавнего времени для участия в Чемпионате Европы по этому виду
автомобильного беспредела допускались болиды, не имеющие практически
ничего общего с серийными прародителями. Ведь на относительно коротких
трассах с множеством поворотов автомобили просто не успевают достигать
больших скоростей, поэтому и заботы о снижении аварийности не было. До
того момента, пока не стали появляться настоящие монстры, мощность
которых переваливала за 900 л.с. Это начало отрицательно сказываться
как на безопасности самих гонок, так и требовало огромных финансовых
затрат. В общем, ФИА всё же пришлось внести кое-какие ограничения в
регламенте, ограничив мощность моторов на отметке 600 л.с.
Этот автомобиль имеет довольно длинную и интересную историю, а
создал его Жан-Люк Пайлле при поддержке Citroen sport. Карьера этого
человека на протяжении 25 лет была связанна связана с «двойным
шевроном». Он дважды становился чемпионом Франции по автокроссу, шесть
раз с 1991 года побеждал во французском чемпионате по ралли-кроссу, а
за рулём Citroen BX Turbo 4x4 выиграл чемпионат Европы. Собственно
говоря, эта Xantia и является дальнейшей эволюцией того самого ВХ, а
сумасшедший мотор готовили специалисты Citroen Sport. Citroen BX 4x4
Жана-Люка Пайлле, по сути дела, является раллийным Citroen BW4TC
легендарной группы В. Однако, в чемпионате мира этот автомобиль особой
славы не снискал, а после запрещения группы В и вовсе был «списан», а
часть автомобилей попросту распродали. Вот Пайлле и купил один
экземпляр, да не просто так, а с целью постройки идеального автомобиля
для ралли-кросса. Пиком карьеры ВХ стал титул Чемпиона Европы 1993
года, после чего Жан-Люк сконцентрировался на новом автомобиле.
Изначально эта Xantia имела девственно белый цвет и совершенно
овощной двигатель. Не долго думая, цвет поменяли на идеально подходящий
кроваво-красный, а под капот установили мотор 1,9 литра от ВХ,
обладающий на тот момент мощностью в 550 л.с. Позднее, мотор заменили
на новый 2-литровый заводской подготовки. В 1995 году мощность
двигателя составляла уже 650 л.с, в 1997 году её подняли до 685, а к
1999 году достигли умопомрачительной отметки в 705 л.с.! Крутящий
момент в последней эволюции достиг 858 Нм. Максимальное давление,
развиваемое турбиной равняется 2,5 атмосферы. Но ощутимый подхват
турбины начинается лишь после 4500 тысяч оборотов, а до этого двигатель
очень вяло реагирует на нагрузку. Зато после отсечки 4500 кривая
крутящего момента должно быть просто вертикальна! Каждую последующую
секунду автомобиль набирает по 30 км/ч, а в режиме максимального
ускорения перегрузка составляет 1,2g!
С двигателем состыкована 5-ти ступенчатая коробка передач Sadev с
последовательным переключением. Автомобиль, естественно, обладает
полным приводом, а для остановки на всех колёсах установлены
вентилируемые дисковые тормоза с 4-поршневыми суппортами. Для асфальта
автомобиль обувают в слики Avon. Максимальная скорость Xantia
составляет всего 177 км/ч, но этого более чем достаточно для извилистых
ралли-кроссовых трасс.
От сезона к сезону модернизировался не только двигатель, но и кузов
автомобиля. Характерной особенностью машины Пайлле является очень
широкий кузов, особенно в задней части. Это объясняется не только
эстетикой (что спорно), а сугубо компоновочными соображениями. Дело в
том, что из-за огромного интеркулера под капотом просто не осталось
мета для радиаторов охлаждения. Их новым местом обитания стал багажник,
но встал вопрос подвода воздуха. Выход был найден в дополнительных
воздуховодах, расположенными прямо над задними колёсными арками.
Вместе с установкой нового мотора в 1995 году автомобиль кардинально
облегчили. Кардинально - это на 50 кг, что можно назвать практически
подвигом. Дело в том, что новый мотор значительно тяжелее предыдущего,
а весь выигрыш в весе был, достигнут благодаря наружным кузовным
панелям из композитных материалов и удаления насоса и трубопроводов
знаменитой пневмоподвески с изменяющимся клиренсом. Теперь выставить
дорожный просвет можно только с помощью подключаемого компрессора. Так
же, в 1999 году автомобиль поменял свой красный окрас на менее
агрессивный синий с желтым.
В 1999 году ещё один француз, Жиль Стивенант, так же выставил Xantia
4x4 в чемпионате Европы, однако его лучшее итоговое место в сезоне
стало только 8-е. А вот Жан-Луи Пайлле одержал несколько побед на
этапах чемпионата и кубка Европы.. Но это было уже начало конца.
Но подобные турбомонстры Дивизиона 2 во многом повторили судьбу
своих далёких предков, автомобилей группы В. Вскоре ФИА ограничила
мощность моторов на отметке в 500 л.с., и Xantia оказалась под
запретом. К тому же, Citroen не захотел помогать в переделке снятой с
производства модели, и уже в сезоне 2000 года Жан-Луи пересел за руль Peugeot 206 WRC. Но это уже совсем другая история…
|