Представь себе ситуацию: приходит начинающий «Шумахер» в контору,
торгующую компонентами для тюнинга, закупает кованые поршни, злые
распредвалы, форсунки от Porsche, бензонасос от GT-R, турбину… Тратит
месяцы своей активной жизни на инсталляцию всего этого добра под капот
авто, а ожидаемой прибавки нет! В чем же дело, неужели столько денег,
времени и сил потрачено зря? Где тот табун, что должен был превратить
автомобиль в катапульту? Возможно, дело в том, что современному
автомобилю, так же как и компьютеру, кроме железа для апгрейда необходим
еще и новый софт!!! Как-никак, XXI век на дворе.
Электронная система управления двигателем (ЭСУД) современного
автомобиля включает в себя много компонентов. Можно разделить их на три
основные группы.
1. Датчики, которые для ЭСУД являются органами чувств. С каждым
годом количество их растет, они становятся все более точными. Почти на
любом выпускающемся сейчас двигателе установлены следующие датчики:
положения распревала (он же – датчик фазы), положения коленвала (он же
датчик синхронизации), положения дроссельной заслонки, массового расхода
воздуха и/или датчик абсолютного давления, детонации, температуры
охлаждающей жидкости, температуры всасываемого воздуха и датчик
кислорода (или лямбда-зонд). Благодаря этим информаторам «мозги» узнают,
что происходит с двигателем в данный момент, как он себя чувствует и
что ему надо.
2. Электронный блок управления (ЭБУ) или в простонародье – «мозги».
Процессор, куда стекается вся информация, где хранятся все необходимые
для работы данные и откуда отдаются все команды. Именно ЭБУ управляет
системой питания и зажигания.
3. Исполнительные механизмы – это руки и ноги организма ЭСУД. К ним
относятся: бензонасос, форсунки, катушки зажигания, регулятор холостого
хода, электромагнитные клапаны давления на турбомоторах.
Что всему голова?
Сегодня мы поговорим о самом главном звене в ЭСУД – о блоках
управления, о том, как с их помощью можно повысить мощность двигателя и
что делать, чтобы при тюнинге «сердца», «мозги» не стали слабым звеном.
Есть три стадии тюнинга «мозгов»: сток, чип-тюнинг, и новый компьютер. Пройдемся по этим стадиям подробнее…
Стоковые «мозги» могут практически все – ведь они созданы для того,
чтобы удовлетворить миллионам драйверов. Перед инженером-конструктором,
который разрабатывает штатные ЭБУ серийных автомобилей, стоит задача
совместить в одном двигателе такие противоречащие понятия как
экономичность и мощность, экологичность и надежность, эластичность и
уверенный холодный пуск, работа в аварийных режимах. Достигается это
всякого рода ограничениями – по составу смеси, по максимальным оборотам,
по корректировке угла зажигания, и так далее. А вот чему на заводе не
обучили стоковые «мозги», так это рисковать, быть индивидуальными, и
выжимать из железа максимум.
Средний стоковый «мозг» позволяет тюнеру добиться лишь небольшой
прибавки. Достигается это за счет заложенных производителем допусков и
способности адаптироваться, а также обмана. Да, этот «умный» процессор
легко обмануть даже начинающему автохакеру без всякого хирургического
вмешательства, просто скормив ему ложные данные. Например, достаточно
вместо датчика температуры поставить резистор с определенным
сопротивлением и форсунки будут лить почем зря. Часто обманывают так же
через ДМРВ и ДПДЗ. Но вот наступает момент, когда все внутренние ресурсы
исчерпаны, адаптироваться дальше не куда, обманывать больше нельзя, и
тут на помощь спешит чип-тюнинг.
Благодаря тому, что перед производителем стоит столько преград, у
фирм занимающихся чип-тюнингом, появляется громадное поле для
деятельности. Ведь самое главное для тюнера – удовлетворить капризы
конкретного заказчика, на которого в свою очередь и ляжет вся
ответственность за экологию, лишние сожженные литры бензина и
сокращенный ресурс.
Два берега одной реки
В блоке управления инжекторного автомобиля, как и в любом
компьютере, есть ПЗУ (постоянное запоминающее устройство), в котором
хранится, собственно, программа обработки поступающих данных (софт) и
таблицы с калибровочными данными. Очень приблизительно ЭБУ работает так:
датчики информируют мозги о состоянии дел в виде поступающих сигналов,
программа сравнивает эти данные с теми, что лежат в таблицах и
корректирует работу исполнительных механизмов. Изменив софт или данные
таблиц, можно существенно изменить характер двигателя. Сделать его более
моментным или, наоборот, крутильным.
Так повелось, что в отечественном чип-тюнинге принято работать с
калибровочными таблицами (картами топлива и зажигания), а о программном
обеспечении многие забывают. Впрочем, для рядового потребителя обычно
хватает и этого. Характер двигателя поменялся? Да. Отклики на педаль
изменились? Да. Автомобиль стал резвее. Значит все ок?
Не совсем, не спеши приписывать своему железному коню лишние силы.
Мощность, указанная в прайс-листах, очень редко подтверждается на
стенде. Максимум, чего можно добиться с помощью чип-тюнинга атмосферного
мотора – 5…10%. Турбомоторы – совсем другая песня, но об этом потом.
Главное, что чип-тюнинг изменит характер твоего автомобиля.
Два в одном
Если же тебя все-таки интересуют голые цифры, одним чип-тюнингом
тебе не помочь. Вернемся к началу статьи, к нашему молодому тюнеру.
Сможет ли чип помочь ему? Да. Каждый уважающий себя мастер, заменив
«железо», тем самым изменив и протекающие в двигателе процессы, просто
обязан позаботиться о софте. Самым эффективным способом является
написание проги и таблиц под конкретный автомобиль. Под те компоненты,
что трудятся под капотом. Однако это дорогое удовольствие могут
позволить себе очень немногие.
Большее распространение получили чипы под самые востребованные
компоненты. То есть существуют прошивки под определенные валы, турбину,
МАР-сенсор и так далее. Конечно, такие чипы не могут на все сто
реализовать возможности конкретно твоего мотора, но это лучше, чем
ничего.
О спорт, ты мир
Дорого и круто, это по-настоящему серьезный тюнинг. С блоками
управления от APEXi, AUTRONIC, Haltech, MOTEС или АЕМ можно готовить
автомобиль к настоящим гонкам. Цены начинаются от 3000 у.е., а для
отстройки нужен недюжинный талант и опыт, плюс аппаратура,
дополнительные приборы и компьютер. Но все это с лихвой компенсируется
возможностями мгновенного изменения настроек на работающем двигателе,
гибкостью этих настроек, записи логов работы двигателя для анализа, а
также удобством в обращении.
Ну а если эти бренды тебе ни о чем не говорят, то и на очередную дрэг-битву в Красноярск пока еще рано...
Между тем:
* Существуют двухрежимные прошивки, то есть тумблером в салоне
можно переключиться с одного чипа на другой. Например, одна прошивка для
повседневной езды, другая для отжига. Этот факт еще раз доказывает, что
универсальных не заводских чипов не бывает.
* Ты можешь дополнить стоковый или чипованный комп различными «примочками» (спортивному компьютеру они не нужны).
air fuel controller – контроллер качества топливной смеси
ignition timing converter – преобразователь сигналов угла опережения зажигания
vein pressure converter – преобразователь сигналов датчика расходометра воздуха
electronic valve controller – буст-контроллеры
* ЧИП – загадочное слово. С одной стороны, это просто транскрипция
английского слова chip. С другой стороны, это аббревитура – Числовой
Интегральный Процессор. Как эти вещи могут совпадать, откуда есть пошло
слово «чип» – доподлинно неизвестно. Наиболее вероятным представляется
то, что взяли английское слово, а расшифровку придумали позднее. Тем
более, что для chip тоже есть расшифровка – Circuit Hybrid Integrated
Processor. Достаточно спорная, впрочем.
|