Большинство из нас хорошо помнят те времена, когда представление о
подвеске сводилось исключительно к их рессорной или пружинной
разновидности. Были еще и торсионные подвески, коими оснащался всем
известный «Запорожец». Однако эти группы обладают рядом определенных
недостатков. Прежде всего, это невозможность выбора оптимального режима
для конкретных условий. Излишняя мягкость пружин приводила к
раскачиванию, и как следствие к возможности аварии. Повышенная жесткость
рессор снижала комфортабельность езды, и в результате любая яма или
ухаб ощущались всеми пассажирами и водителем.
Обратившись к истории заметим, что пневматические подвески были
изобретены достаточно давно. Они активно использовались и в советское
время, однако исключительно для отечественных грузовых автомобилей и
автобусов. Массовым внедрением пневматических подвесок в легковые
автомобили мы обязаны компании Citroen, которая в 1955 году презентовала
свою новинку – Citroen DS. Машина оснащалась именно пневмоподвеской,
которая произвела настоящий фурор. Действительно, на тот момент трудно
было себе представить, что машина может произвольно менять дорожный
просвет, или даже приподнять одно колесо без домкрата.
Далее пошла эра пневматических подвесок. Их преимуществами пользовались
как гражданские, так и военные машины. Достаточно вспомнить боевую
машину десанта (БМД), которая оснащалась гидропневматической независимой
подвеской, устанавливаемой для всех колес. Это позволяло МБД не только
без проблем проходить любые неровности, но еще и при надобности
опускаться днищем до самой земли, что является неоспоримым плюсом при
маскировке.
Если же говорить о легковых автомобилях, то для многих моделей пневмо- и
гидропневматические подвески стали настоящим подарком. В любом классе
автомобилей можно найти десятки преимуществ, свидетельствующих о
необходимости использования пневмоподвески. Для спортивных авто
характерен малый дорожный зазор, составляющий буквально 3-4 см. При
подобной посадке даже простой «лежачий полицейский» станет причиной
зацепа днищем. Увеличение зазора приведет к усилению силы воздушных
масс, возникающих под капотом. Пневматическая подвеска позволяет решить
оба эти вопроса. При необходимости быстрой езды можно быстро опустить
авто. При иных условиях зазор увеличивается, и в результате машины
спокойно проходит любые неровности. Популярными стали автоматизированные
системы, самостоятельно регулирующие силу давления и положение машины в
зависимости от скорости и иных критериев.
Те же условия актуальны и для внедорожников. SUV, в силу своей
всепроходимости, нередко используются далеко не на асфальтовом покрытии.
Это обязывает значительно увеличить дорожный просвет. На трассе
подобные нюансы играют не на руку автомобилисту, поскольку при повышении
скорости авто рискует опрокинуться. Опять же, регулируемая
пневмоподвеска позволяет в любой момент задать нужно расстояние и
положение кузова. Для внедорожников разбег между максимальным и
минимальным зазором составляет порядка 10-15 см.
Что касается обычных машин, то и здесь мы видим крайнюю необходимость в
применении пневматических подвесок. Если SUV и спорткар обладают четко
заданными условиями эксплуатации, то обычные авто применяются и на
трассе, и на даче, и в городе. Для недорогих моделей пневматические
подвески идут чаще всего в качестве опции. Однако эта опция позволяет в
несколько раз повысить комфортабельность езды и удобство эксплуатации
машины.