«Прокачка» нередко ставит автолюбителя перед тем
фактом, что двигатель прибавил немало лошадиных сил, но использовать их
на полную мощность невозможно. Результат не передается на колеса, а
приводит лишь к истиранию сцепления, следствием чего становится быстрый
износ маховика, корзины и фрикционных накладок. При подобном стечении
обстоятельств придется растратиться еще и на замену стандартного
сцепления. Вариантов немало, однако стоит внимательно выбирать между
различными тюнинговыми фирмами, предлагающими подобные решения.
Для начала обратимся к принципу работы системы. Повышение крутящего
момента ведет к повышению силы, прижимающей диск сцепления к маховику.
Увеличение мощности ведет к необходимости приобретения большего
количества дисков, поскольку их «жизненный цикл» значительно
сокращается. В штатном исполнении в большинстве случаев механизм
сцепления выполнен из органики. Он недорог, но и не обладает должным
уровнем износостойкости.
Что же выбрать для модернизации сцепления на автомобиле? Покупателю
предлагается немалый выбор: кевлар (Kevlar), карбон-файбер
(Carbon-Fiber), керамика и керамика с примесью меди (Copper). Давайте
рассмотрим эксплуатационные характеристики каждого материала.
Итак, для простого любителя тюнинга, не ставящего целью участие в
рейсингах, наиболее предпочтительны Carbon-Fiber, либо Kevlar. В
сравнении со штатным аналогом подобные диски служат в 3-4 раза дольше,
для кевлара этот показатель еще выше. Передача крутящего момента
возрастает на 8-10%. И главное, они «щадят» стандартную корзину и
маховик, прекрасно с ними взаимодействуя. Присутствуют здесь и некоторые
особенности. К примеру то, что после установки дисков их придется долго
обкатывать (порядка 9 тысяч километров). Не менее тщательно следует
относиться и к процессу установки.
Далее идет керамика. Эксплуатационные характеристики керамических дисков
в несколько раз выше, нежели у остальных подвидов. Ее жизненный ресурс
находится на отметке в 100 000 км. Подобные экземпляры оснащаются
тремя, либо шестью лепестками, что предопределяется моделью. Можно найти
керамические диски с демпфером, или же без демпфера. В последнем случае
диски используются в автогонках, но в результате педаль становится
тугой, а включение очень резким. Для других целей наиболее
предпочтительны демпферные керамические диски, которые обеспечивают
плавное включение, а при желании «полихачить» сберегут сцепление.
Диски сцепления с медно-керамическими накладками применяются в
дрэг-рейсинге. Эта группа способна выдерживать огромные температуры и
колоссальнейшие нагрузки. Прирост крутящего момента составляет порядка
90-100%. В то же время эксплуатация подобных дисков в мирных целях
затруднительна, из-за быстрого износа корзины и моховика. Попытка
установить диски сцепления с медно-керамическими накладками на обычное
авто приведет к тому, что несколько раз в месяц владельцу авто придется
ремонтировать сцепление.
Следующим этапом в тюнинге сцепления является доработка иных
составляющих – корзины сцепления и маховика. Усиленные корзины
отличаются от стандартных диафрагмой, способной усилить прижимную силу
на 30-100%. Данная особенность объяснима более высоким качеством
применяемой стали и ее термической обработкой, а также другой геометрией
пружины. Многие профессионалы рекомендуют старить тюнинговую корзину,
даже при установке на легко модернизированное авто. Старить корзину
стоит и при небольшом приросте мощности (менее 20%).
Для улучшения динамики на старте (популярные гонки на светофоре)
следует установить облегченный маховик. За счет снижения общей массы
вращающихся элементов уменьшается и момент инерции, соответственно
увеличивается ускорение. К положительным моментам стоит отнести и
снижение расхода топлива (при разгоне автомобиль тратит меньше энергии).
Если говорить о сроке эксплуатации, то стандартные маховики принято
менять после 2-3 замен сцепления. Облегченный маховик в этом плане
выглядит значительно выигрышнее. Он имеет модульную конструкцию, каждый
элемент которой заменяем: корпус, пластина трения, крепежные болты и
гайки. Корпус изготавливается из высокопрочного алюминия. К нему
крепится пластина трения, выполненная из сверхпрочной стали, прошедшей
термическую обработку. К слову, именно последняя значительно продляет
срок жизни маховика.
Говоря о положительных моментах, достигаемых при установке облегченного
маховика, следует добавить и снижение нагрузок на иные детали.
Уменьшается воздействие вибрационных нагрузок и скручивающего момента на
коленвал. Сцепление прослужит значительно дольше из-за снижения
истирающих и тепловых нагрузок. А падение нагрузки, передаваемой на
синхронизаторы, позволяет говорить о «щадящем» режиме для коробки
передач.
В то же время для автомобилей, нуждающихся в высоком крутящем моменте,
даже на низких оборотах (всем известные внедорожники и паркетники),
установка облегченного маховика недопустима.