На двигателе установлен стартер СТ-351Б.
Стартер:
1 — крышка со стороны привода, 2 — корпус стартера, 3 — якорь, 4 —
коллектор 5 — защитная лента, 6 — крышка со стороны коллектора, 7—
втулка, 8 —щетка, 9 — провод питания катушек стартера, 10 — крышка
включателя, 11 —контакт зажима КЗ, 12 — контактная шайба 13 — тяговое
электромагнитное реле, 14 — катушка реле, К — якорь реле, 16 —
пружина 17 — возвратная пружина 18 — регулировочный винт тягового реле,
19 — винт, 20 — зажим КЗ, 21 — зажим провода от аккумуляторной батареи,
22 — зажим от клеммы С реле, 23 — рычаг 24 — ось, 25 — муфта свободного хода с шестерней, 26—упор; 27 — шайба ограничительная, 28—шайба пружинная. 29—втулка.
На корпусе стартера размещено тяговое электромагнитное реле РС901А.
Перемещение шестерни привода стартера до зацепления ее с зубчатым венцом
маховика двигателя осуществляется действием специального электромагнита
на рычаг выключателя.
Кроме основных контактов, в тяговом реле имеется дополнительный
зажим, который замыкает накоротко сопротивление катушки зажигания при
пуске. Питание тягового реле осуществляется от замка зажигания через
дополнительное реле стартера РС-502. Схема электрических соединений
стартера, реле и замка зажигания показана на рис. 85.
При повороте ключа включателя зажигания в крайнее правое положение
замыкаются контакты включателя и ток поступает в катушку дополнительного
реле стартера, через контакты которого ток поступает от аккумуляторной
батареи в тяговое реле стартера при этом обмотка дополнительного реле
включена одной клеммой к батарее, а другой к клемме ЛК реле-блокировки
которая в схеме реле соединена на массу.
После запуска двигателя, как только генератор разовьет достаточное
напряжение, контакты РБ-1 размыкаются и дополнительное реле
автоматически выключает стартер, а возвратная пружина внутри тягового
реле стартера выводит шестерню привода из зацепления. Дополнительное
реле стартера предохраняет якорь стартера от разноса, а также стартер от
случайного включения при работающем двигателе.
Держать стартер включенным рекомендуется не более 10 сек, затем сделать перерыв на 15—20 сек.
Длительное включение стартера может привести к чрезмерному его нагреванию и повреждению аккумуляторной батареи.
Уход за стартером. Через каждые 6000 км пробега проверьте состояние зажимов проводов тягового реле, не допуская их загрязнения и ослабления креплений.
Проверьте крепление стартера к картеру и крепление реле.
Через каждые 12000 км пробега
при наличии замечаний в работе стартера рекомендуется снять стартер с
двигателя, используя для этого специальный ключ, разобрать его,
протереть все детали, продуть их сжатым воздухом и при этом проверить:
1. Состояние коллектора и щеток, не заедают ли щетки
в щеткодержателях, а также достаточна ли их высота. При
необходимости зачистить коллектор мелкой стеклянной шкуркой
зернистостью 80 или 100.
2. Состояние контактов электромагнитного тягового реле.
Для проверки состояния контактов необходимо реле разобрать в следующем порядке
а) отсоединить проводы от контактных штырей крышки;
б) отвернуть две контргайки стяжных винтов;
в) отвернуть гайки бокового штыря и утопить штырь в крышку;
г) отвернуть стяжные винты и снять осторожно крышку, чтобы не
повредить провода бокового штыря. Подгоревшие поверхности зачистить
шкуркой или бархатным напильником, чтобы обеспечить соприкосновение
поверхностей по всей плоскости.
Если контактные болты в местах соприкосновения с контактным диском имеют большой износ, их следует повернуть на 180°.
Сборку реле производите в обратном порядке.
3. Смазать подшипники, цапфы и шлицевую часть вала якоря маслом, применяемым для двигателя.
Примечание. Во избежание нарушения изоляции токоведущих
деталей недопустима промывка якоря, внутренней части корпуса и катушки
реле стартера бензином и другими растворителями.
После сборки стартера необходимо проверить зазор между торцом
шестерни и упорной шайбой в момент замыкания контактов: он должен быть
1,5—2,5 мм.
Для проверки зазора следует подсоединить к зажиму С и корпусу
стартера провода от аккумуляторной батареи. При таком соединении тяговое
реле включится, а якорь вращаться не будет. Когда шестерня
передвинется, замерьте зазор и если он не соответствует 1,5—2,5 мм, отрегулируйте его путем вращения тяги, соединяющей якорь тягового реле с рычагом привода шестерни.
После пробега 36 000 км рекомендуется снять стартер и направить в специальную мастерскую для тщательной проверки и замены изношенных деталей.
Неисправности стартера в основном вызываются следующими причинами:
загрязнением и обгоранием коллектора, зависанием щеток, разносом обмоток
якоря, отказом в работе тягового реле с включателем и выходом из строя
муфты свободного хода.
Во включателе тягового реле стартера чаще всего повреждаются рабочие
поверхности клеммных болтов и контактной шайбы, которые обгорают
вследствие большой величины тока, проходящего через них. Наблюдаются
также случаи заедания якоря тягового реле в направляющей втулке
электромагнита.
Однако причиной отказа в работе стартера часто являются неисправности
не стартера, а проводки (клемм) аккумуляторной батареи и
дополнительного реле.
Если стартер не проворачивает коленчатого вала двигателя, нужно
включить свет (например, подфарники, плафон), после чего включить
стартер.
По изменению накала ламп при включении стартера можно определить характер неисправности.
|