Коробка передач — механическая, двухвальная, трехходовая,
четырехступенчатая, с четырьмя передачами вперед и одной назад. Все
шестерни, за исключением шестерен первой передачи и заднего хода,
косозубые.
Шестерни 2-й, 3-й и 4-й передач находятся в постоянном зацеплении
включаются с помощью муфт и синхронизаторов. Кольца синхронизаторов
унифицированы с кольцами синхронизаторов автомобиля Москвич-407.
Синхронизатор служит для бесшумного включения передачи. Слишком
быстрое переключение может повредить синхронизатор. Поэтому рычаг
переключения передвигайте плавно, без рывков.
Учитывайте, что первая передача не имеет синхронизатора и поэтому
переключение со второй на первую передачу, во избежание поломок
шестерен, следует производить только после снижения скорости автомобиля
до скорости пешехода.
Перемещение муфт включения осуществляется с помощью вилок и трех
подвижных штоков, установленных в направляющих, которые выполнены в
передней и задней стенках картера коробки передач. Штоки имеют пазы,
расположенные впереди задней стенки картера. Верхние пазы выполнены
заодно со штоками, а нижний — заодно с вилкой 2-й передачи
В пазы штоков и вилки входит ползун переключения передач, что вместе составляет избирательное устройство.
Механизм переключения передач.
1 — шток вилки переключения заднего хода; 2 — шток вилки переключения
3-й и 4-й передач. 3 — шток вилки переключения 1-й и 2-й передач; 4 —
ползун переключения передач; 5 — сальник ползуна; 6 — задняя крышка; 7 —
шариковый замок; 8 — толкатель замков; 9 — замок нижних штоков;
10—шарик фиксатора 11 — пружина фиксатора; 12 — контргайка; 13 — болт
стопорный оси блока, 14 — ось блока шестерен заднего хода.
Фиксаторы штоков изготовлены в виде шариков, прижимаемых пружинами.
Они входят в канавки на концах штоков и тем фиксируют ту или иную
передачу. Для предотвращения включения сразу двух передач установлено
блокирующее устройство, состоящее из шарика, толкателя и замка.
Управление коробкой передач производится рычагом на туннели пола кузова.
Механизм управления коробкой передач
1 — рукоятка рычага 2 — рычаг 3 — кожух 4 — крышка 5 — болт стопорный
6 — вал управления 7 — колпак пылезащитный 8 — соединительная упругая
муфта 9 — контргайка 10 — болт 11 — ползун коробки передач 12 — шайба
13 — гайка 14 — шплинт, 15 — втулка опорная 16 — вкладыш опорной втулки
17 — гайка 18 — шплинт 19 — чашка нижняя 20 — чашка верхняя 21 — пружина
22 — ползун 23 — пружина 24 — кожух туннеля 25 — болт крепления
корпуса к туннелю 26 — корпус
Нижний конец рычага установлен в штампованном корпусе на шаровой
опоре. Шаровая проточка рычага обеспечивает шарнирное соединение с
ползуном.
Для предупреждения включения вместо 4-й передачи заднего хода на
рычаге сделан цилиндрический выступ, а на корпусе механизма— бурт.
Поэтому категорически запрещается во время движения при включении 4-й
передачи нажимать на рычаг переключения передач. В противном случае
может включиться передача заднего хода и произойдет поломка коробки
передач.
Корпус механизма крепится к туннелю четырьмя болтами и закрыт крышкой с резиновым колпаком.
Ползун соединен с валом управления специальным установочным винтом, который периодически подтягивайте.
Вал управления соединяется с ползуном коробки передач с помощью
упругой резиновой муфты, которая вкручивается наконечником в вал
управления и контрится гайкой с зубчатой шайбой.
Вторым концом муфта соединяется с ползуном коробки передач болтом с гайкой. Гайка шплинтуется.
Механизм переключения передач регулируется на заводе при сборке.
Однако в процессе эксплуатации автомобиля может возникнуть необходимость
в снятии и последующей регулировке механизма.
Для правильной установки механизма:
1. Установите вал управления и корпус механизма в туннель кузова и
соедините вал управления с ползуном механизма стопорным болтом.
2. Заверните болты крепления механизма к туннелю, но не затягивайте их.
3. Установите пылезащитный колпак в отверстие заглушки туннеля и вверните муфту 8 в вал управления до размера приблизительно 13 мм между торцом вала и плоскостью муфты.
4. Присоедините второй конец муфты к ползуну 11 коробки передач, затяните гайку 13 до отказа и зашплинтуйте.
5. Установите корпус механизма переключения передач так, чтобы
рычаг переключения передач был перпендикулярен плоскости туннеля кузова,
и затяните болты крепления корпуса механизма к туннелю.
6 Затем установите рычаг переключения передач в положение, при котором включается задний ход, но не включайте его
Ползун коробки передач с муфтой поверните так же в положение: для
включения заднего хода (при виде на ползун со стороны вала управления
ползун следует повернуть против часовой стрелки)
В таком положении, придерживая ключом вал, затяните
контргайку 9
7 Проверьте четкость, легкость и полноту включения передач и при необходимости подрегулируйте
После регулировки болты крепления корпуса механизма затяните до
отказа, установите на место крышку и пылезащитный резиновый колпак.
Уход за механизмом переключения передач заключается в
периодической по мере надобности, проверке положения рычага
переключения передач и подтяжке соединений.
Смазка механизма производится при сборке на заводе, однако в процессе
эксплуатации при разборке рекомендуется смазать трущиеся детали
графитной смазкой.
|