Автомобиль оборудован генераторной установкой переменного тока, состоящей из генератора Г-501 (или Г-502, см. стр. 212), селенового выпрямителя В-310, реле-регулятора РР-310 и реле блокировки РБ-1.
Применение генераторной установки переменного тока гарантирует
нормальную зарядку аккумуляторной батареи (при одновременном включении
всех потребителей тока).
Генератор Г-501 является 3 — фазной синхронной электрической машиной.
Крепление генератора к направляющему аппарату вентилятора:
1 - винт, 2 - шайба, 3 - колпак, 4 - болт, 5 - направляющий аппарат, 6- вентилятор, 7 – генератор.
Установлен генератор в расточке направляющего аппарата вентилятора и крепится к нему тремя болтами 4.
Привод генератора осуществляется от шкива вентилятора.
Генератор состоит из статора, ротора с контактными кольцами, крышки
со стороны контактных колец с фланцевым креплением, крышки со стороны
привода и щеткодержателей со щетками. В крышках установлены два
подшипника 180503С10 закрытого типа, имеющих качественную смазку,
обеспечивающую длительную работу без добавления и замены смазки. Со
стороны щёток генератор закрыт колпаком 3 с вентиляционным патрубком и резиновой втулкой для проводов.
От осевого смещения колпак удерживается шайбой 2, которая крепится к генератору винтами /.
Между колпаком, шайбой и крышкой имеются зазоры, обеспечивающие
свободное вращение генератора с направляющим аппаратом относительно
колпака.
Уход за генератором. Для обеспечения надежной работы генератора в эксплуатации необходимо ежедневно проверять исправность генераторной установки по контрольной лампе на панели приборов.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВОЗМОЖНЫХ НЕИСПРАВНОСТЕЙ ГЕНЕРАТОРНОЙ УСТАНОВКИ НА АВТОМОБИЛЕ
Контрольная лампа не загорается при включении зажигания
Необходимо проверить исправность цепи контрольной лампы от замка
зажигания до клеммы ЛК реле блокировки, для чего включить зажигание и
замкнуть клемму ЛК с массой автомобиля. Если при этом лампа не
загорается, следует проверить провода, надежность соединения
наконечников и саму лампу. Если при замыкании лампа загорается, причину
неисправности следует искать в реле блокировки (проверить состояние
контактов реле).
Контрольная лампа не гаснет после заводки двигателя
1. Проверить натяжение ремня привода генератора (вентилятора).
2. Необходимо убедиться в исправности цепи включения реле блокировки.
В первую очередь следету проверить целость и надежность подсоединения
приводов, идущих от клемм реле блокировки со знаком ~ . Затем при
включенном зажигании подвести напряжение 12 в от аккумулятора к клеммам
со знаком ~ реле блокировки, отсоединив предварительно от них провода.
Проверить следует несколько раз, меняя полярность напряжения.
При подключении напряжения, контакты реле блокировки должны
размыкаться, что определяется по щелчку, а контрольная лампа — гаснуть.
Если контакты не размыкаются, то дефект заключается в неисправности
блокировочного устройства (обрыв катушки реле, ее выводов или
неисправность полупроводниковых диодов). Устранить неисправность можно
либо в специальной мастерской, либо заменой реле блокировки
В случае, если реле срабатывает, но контрольная лампа продолжает
гореть, это указывает на замыкание провода от контрольной лампы к
клемме ЛК реле блокировки.
3. Проверить генератор, для чего прежде всего необходимо убедиться в наличии тока в цепи возбуждения.
Для этого провод, идущий от обмотки возбуждения генератора.
отсоединить от клеммы Ш реле регулятора и кратковременно прикоснуться
к клемме Б реле-регулятора (двигатель не работает, зажигание
выключено). Если при этом появляется небольшая искра, то цепь
возбуждения исправна. Такое же искрение должно, быть и на клемме Ш
реле-регулятора при включенном зажигании, что указывает на исправность
реле включения, токовой обмотки регулятора и нормальное состояние
контактов регулятора напряжения.
Отсутствие искрения на клемме Б указваеты (если не поврежден провод
от клемым Ш гераторане к реле-регулятору) на нарушение контакта между
щетками и контактными кольцами генератора или на отпайку выводов катушки
возбуждения от колец.
4. Если обмотка возбуждения исправна, необходимо убедиться в наличии
напряжения на фазах генератора. Для этого при работающем на оборотах
холостого хода двигателе к фазным проводам, идущим от генератора
(красного цвета), поочередно (между ними) кратковременно подключить
12-вольтовую лампочку. Отсутствие накала лампочки указывает на
неисправность фазных обмоток или обрыв выводов.
Для проверки проводов их следует отсоедьинит от соединительной панели.
Контрольная лампа работает нормально, но аккумулятор разряжается
Признаки разрядки, слабо прокручивается или не включается стартер,
при этом снижается или совсем пропадает накал включенных ламп; слабый
свет фар.
1. После проверки целости проводов и надежности соединений на
аккумуляторной батарее, стартере, реле-регуляторе и выпрямителе
необходимо проверить исправность выпрямителя.
Внешним осмотром необходимо убедиться в отсутствии обрыва
соединительных шин и надежности соединений в местах пайки. Обгорание
селенового слоя пластин указывает на пробой выпрямителя и необходимость
его замены.
При отсутствии указанных дефектов нужно отсоединить провода от
клеммы Б реле-регулятора, замерить вольтметром постоянного тока
напряжение между клеммой Б и массой (напряжение должно быть 12—15 в). Проверка производится при работающем двигателе на оборотах холостого хода.
2. Проверить реле-регулятор на правильность установки регулируемого
напряжения, для чего следует подключить к клемме Б и массе вольтметр.
При работе двигателя на оборотах выше средних напряжение должно быть
13,8—14,8 в. Если напряжение занижено, необходимо отрегулировать
регулятор напряжения путем натяжения пружины регулятора напряжения. Если
при замере напряжение резко уменьшается при повышении оборотов
двигателя, это указывает на нарушение добавочного сопротивления
регулятора напряжения.
Контрольная лампа работает нормально, но аккумуляторная батарея перезаряжается
Признаки перезарядки: быстрое выкипание электролита во всех банках батареи, поверхность батареи покрывается белым налетом.
Следует убедиться в исправности аккумулятора — отсутствии замкнутых
банок. Если аккумулятор исправен, следует подрегулировать регулятор
напряжения путем ослабления пружины регулятора напряжения. Если снизить
напряжение регулировкой не удается, это указывает на обрыв обмотки
регулятора напряжения.
|