Электрооборудование автомобиля 12-вольтовое, постоянного тока
Агрегаты электрооборудования соединены по однопровод-ной системе. С
кузовом автомобиля соединена минусовая клемма батареи.
Принципиальная схема электрооборудования показана на рис. 78
Аккумуляторная батарея
На автомобиле установлена аккумуляторная батарея 6-СТ-42. Номинальное напряжение батареи 12 в, емкость при 10-часовом режиме разряда 42 а-ч.
Батарея установлена в специальном гнезде в багажнике под поликом и укреплена планкой с помощью двух стяжек с гайками-барашками.
При нормальной эксплуатации автомобиля батарея заряжается
автоматически. Если аккумуляторная батарея постепенно разряжается или
чрезмерно заряжается и электролит начинает кипеть, необходимо проверить
работу реле-регулятора и генератора. Для увеличения срока службы
аккумуляторной батареи не следует длительно (более 10 сек держать
стартер включенным, даже при качественно заряженном аккумуляторе, так
как это приводит к преждевременному выходу его из строя
Особенно вредно пользоваться стартером при слабо заряженной
аккумуляторной батарее, так как стартер, потребляя в момент включения
большую силу тока (до 200 ампер) создает повышенную нагрузку на
аккумулятор, пластины которого коробятся, активная масса осыпается и
замыкает пластины. Аккумулятор полностью выходит из строя
Зимой ввиду большой вязкости картерного масла
холодный двигатель для пуска требует большего усилия для
проворачивания коленчатого вала, поэтому нагрузка на аккумуляторную
батарею значительно увеличивается.
На морозе, для увеличения срока службы батареи, холодный двигатель
пускайте только после его прогрева отопительной установкой или
предварительной прокрутки пусковой рукояткой до легкого вращения.
Электролит, которым заполняется аккумуляторная батарея, состоит из
серной кислоты и дистиллированной воды. Плотность электролита в
полностью заряженном аккумуляторе должна быть разной в зависимости от
климата, в котором он работает. В южных районах плотность электролита
должна быть меньшей, а в северных районах, где возможно замерзание
электролита малой плотности,— большей.
Схема электрооборудования автомобилей ЗАЗ 965А и ЗАЗ 965АБ
1 — подфарник, 2 — фара, 3 — соединительная панель,
4 — звуковой сигнал, 5—аккумуляторная батарея, 6 — датчик
уровня бензина, 7 — электродвигатель стеклоочистителя, 8 —
включатель стеклоочистителя, 9 — включатель зажигания и стартера,
10 — плафон освещения кузова, 11—реле включателя стартера, 12 —
контрольная лампа работы генератора, 13 — стартер, 14 —
подкапотный фонарь 15 — свеча зажигания, 16 — катушка
зажигания, 17—распределитель зажигания
18 - селеновый выпрямитель, 19 — фонарь освещения номерного
знака, 20—генератор, 21 — задний фонарь, 22 — датчик температуры
масла, 23 — датчик аварийного давления масла, 24 — реле блокировки,
25 — реле регулятор, 26 — центральный переключатель света, 27—биметаллический
кнопочный предохранитель, 28 — кнопка включения звукового
сигнала, 29 — ножной переключатель света, 30 — переключатель
указателей поворотов, 31—прерыватель указателя поворота, 32 —
контрольная лампа указателя поворота, 33 — лампа освещения щитка
приборов, 34—указатель температуры масла 35 — указатель уровня
бензина в баке, 36—контрольная лампа дальнего света фар 37 —
контрольная лампа аварийного давления масла, 38 — блок предохранителей,
39—штепсельная розетка,
40 — фонарь бокового сказателя поворота, 41 — включатель сигнала стоп
Цвета проводов: к — коричневый, кр — красный, ж — желтый, о —
оранжевый г—голубой з—зеленый, ч — черный, с — серый, б —
белый.
Следует иметь в виду, что при низкой температуре воздуха электролит с
малой плотностью может замерзнуть. Повышение плотности электролита
приводит к сокращению срока службы аккумуляторной батареи, поэтому
повышать плотность электролита необходимо только в холодное время,
учитывая температуру замерзания электролита.
Чем выше плотность, тем ниже температура, при которой замерзает электролит.
Низкую плотность имеет и разряженный аккумулятор. Сильно разряженную
батарею следует немедленно отдать на зарядку, так как в противном случае
происходит сульфатация (отложение на пластинах белого плотного налета
сернокислого свинца). Сульфатация уменьшает активную поверхность
пластин и уменьшает электрическую емкость аккумулятора.
Удаление сульфатации производится длительной зарядкой аккумулятора
током малой силы. В случае сильной сульфатации восстановить аккумулятор
невозможно.
При уменьшении температуры электролита аккумуляторной батареи на
один градус ее емкость падает приблизительно на 1—2%, что соответственно
при температуре —15° емкость уменьшается примерно на 40% в сравнении с
емкостью при +15°.
Чтобы продлить срок службы батареи и обеспечить ее исправную работу
при низких температурах и безгаражном хранении, на время ночной стоянки
автомобиля батарею нужно снимать и ставить в теплое или прохладное
место.
Проверка уровня электролита. Нормально уровень электролита должен быть на 10—15 мм выше защитной решетки пластин. Высота уровня измеряется при помощи стеклянной трубки внутренним диаметром 3—5 мм, желательно предварительно нанести от конца трубки метки 10—15 мм. Перед проверкой очистите чистой ветошью пробки элементов и всю поверхность батареи.
Выверните пробки и поочередно опускайте трубку в наливную горловину
каждого элемента до упора в решетку, а затем закройте сверху пальцем
руки и выньте.
Проверка уровня электролита аккумуляторной батареи.
Высота столбика электролита в трубке соответствует высоте уровня электролита над защитной решеткой.
Если уровень недостаточен, долейте дистиллированной воды. В тех
случаях, когда установлено, что понижение уровня произошло не
вследствие испарения, а вследствие утечки, следует доливать
электролит. Плотность его должна быть такой же, как и оставшегося в
элементе. Заливать воду следует через воронку с
бумажным фильтром или резиновой грушей. После заливки дистиллированной
воды нужно еще раз проверить уровень электролита и, если он окажется
выше нормы, отсосать резиновой грушей. При отсутствии дистиллированной
воды можно употреблять воду, получаемую из чистого снега, или дождевую,
но собранную не с железных крыш и не в железную посуду. Перед заливкой
воду профильтровать. Применение водопроводной воды категорически
запрещается, так как в ней имеются вредные примеси (железо, хлор и
другие), которые разрушающе действуют на батарею После проверки уровня
электролита пробки установить на место и тщательно завернуть.
Определение степени заряженности аккумулятора по его напряжению.
Один раз в месяц следует проверять состояние каждого аккумулятора
батареи под нагрузкой током большой величины Для этого пользуются
нагрузочной вилкой, снабженной сопротивлением и вольтметром.
Проверка степени заряженности аккумулятора нагрузочной вилкой
При проверке вилкой, имеющей нагрузочное сопротивление, рассчитанное примерно на ток 150 а, напряжение каждого аккумулятора заряженной батареи должно быть не ниже 1,8 в и не должно изменяться в течение 5 сек. Если
напряжение ниже 1,7 в или снижается во время проверки, это означает,
что батарея разряжена более чем на 50% или неисправна.
Если напряжение отдельных банок аккумулятора неодинаково и отличается более, чем на 0,2 в, батарею следует отправить на зарядную станцию для зарядки и проверки ее исправности.
При проверке батареи нагрузочной вилкой отверстия в крышках элементов должны быть закрыты пробками.
Напряжение, определяющее степень заряженности аккумулятора (при замере нагрузочной вилкой)
Определение степени заряженности аккумулятора по плотности
электролита. Степень заряженности аккумулятора можно определить по
плотности электролита, которая понижается по мере разрядки аккумулятора
и повышается при зарядке. Этот метод является правильным только в том
случае, если замер производится при нормальном уровне электролита (10—15
мм выше пластин), пополнение этого уровня в процессе эксплуатации не достигается за счет добавления электролита.
Практически понижение уровня электролита происходит за счет испарения
воды и только в отдельных случаях при кипении аккумулятора во время
перезарядки или же при утечке. Пополнение уровня электролита при
испарении воды должно производиться только дистиллированной водой. Не
следует производить замер плотности электролита сразу же после
добавления дистиллированной воды. До этого следует произвести
30-минутную подзарядку баареит на зарядной станции или на работающем
автомобиле.
Замер плотности электролита ареометром
1 — колба с резиновой грушей , 2 — поплавок, 3 — шкала поплавка.
Замер плотности электролита производится кислотомером-ареометром в следующей последовательности:
1. Для удаления воздуха из кислотомера сжимают резиновую грушу и
устанавливают нижний конец трубки кислотомера в заливное отверстие так,
чтобы он был погружен в электролит.
2. При последующем медленном отпускании груши происходит забор электролита из аккумулятора в полость кислотомера.
3. При заполнении кислотомера электролитом ареометр всплывает.
Деление на шкале ареометра, совпадающее с уровнем электролита в
кислотомере, указывает величину его плотности.
4. При замере необходимо устанавливать кислотомер так, чтобы уровень электролита в нем приходился против глаз измеряющего.
Степень заряженности аккумулятора по плотности электролита можно
определить только в том случае, когда известна величина плотности
электролита в начале эксплуатации заряженного аккумулятора.
В аккумуляторах, устанавливаемых на новые автомобили на заводе,
плотность электролита в конце первой зарядки батареи доводится до 1,270 в в любое время года.
В районах с резко континентальымн климатом при переходе с зимней
эксплуатации на летнюю и наоборот необходимо снять аккумуляторную
батарею с автомобиля, подключить на нормальную зарядку током 4 а и в
конце зарядки при непрекращающемся токе зарядки довести плотность
электролита до значений, указанных в таблице.
Плотность надо доводить в несколько приемов при помощи резиновой
груши, отсасывая электролит из элемента и доливая дистиллированную воду
(при переходе на летнюю эксплуатацию) или электролит плотностью 1,400
(при переходе на зимнюю эксплуатацию).
Промежуток времени между добавками воды или электролита должен быть не менее 30 мин.
Уход за аккумуляторной батареей. Батарею необходимо периодически
осматривать и содержать в чистоте в заряженном состоянии. Загрязнение
поверхности батареи, наличие окислов или грязи на штырях, а также
неплотная затяжка зажимов проводов вызывают быструю разрядку батареи и
препятствуют ее нормальной зарядке. Длительное пребывание в разряженном
состоянии — главная причина выхода из строя аккумулятора. Не допускайте
понижения уровня электролита до оголения пластин, в противном случае
пластины сульфатируются.
Ежедневно требуется осмотреть батарею и, если необходимо, выполнить следующее:
1. Очистить батарею от пыли и грязи. Электролит, попавший на
поверхность батареи, вытереть сухой ветошью или ветошью, смоченной в
нашатырном спирте или растворе кальцинированной соды (10%-ный раствор).
Окислившиеся штыри батареи и наконечники проводов очистить, а
неконтактные поверхности их сазмать техническим вазелином или солидолом.
Если на поверхности мастики в батарее появились трещины, их следует
устранить расплавлением мастики, нагретой металлической лопаткой.
2. Проверить крепление и плотность контакта наконечников продвоов со штырями батареи.
3. Проверить плотность крепления батареи. Гайки-барашки следует
затягивать туго, но без применения какого-либо инструмента, чрезмерная
затяжка может привести к поломке бака батареи.
Не реже чем через 10—15 дней необходимо:
1. Проверить уровень электролита во всех аккумуляторах батареи и, если нужно, долить дистиллированной воды.
2. Проверить и, если нужно, продуть и прочистить вентиляционные отверстия в пробках батареи.
3. При необходимости проверить степень заряженности батареи по плотности электролита и нагрузочной вилкой.
Если перед проверкой плотности электролита доливалась
дистиллированная вода, необходимо запустить двигатель и дать ему
поработать, чтобы во время зарядки батареи электролит перемешался.
Независимо от степени заряженности аккумуляторной батареи рекомендуется раз в месяц производить ее подзарядку током 4 а.
При хранении автомобиля без присмотра отсоединяйте клемму минус от
батареи во избежание утечки тока и пожара от случайных причин или
неисправности проводки.
Хранить заряженную батарею с электролитом следует в прохладном
помещении при постоянной температуре не ниже —25° и не выше 0° во
избежание саморазрядки и преждевременного выхода из строя батаеир из-за
коррозии положительных пластин.
Перед постановкой на хранение аккумулятор необходимо полностью
зарядить, проверить плотность электролита (соответствует ли она
плотности, установленной для данного района эксплуатации), а также его
уровень.
Ежемесячно следует проверять плотность батареи и при необходимости заряжать ее током 4 а до начала выделения газов.
После этого уменьшить величину тока в два раза и продолжать зарядку,
пока не начнется обильное выделение газов и не установится постоянное
напряжение и плотность электролита в течение 2 часов.
|