Онлайн всего: 2 Гостей: 2 Пользователей: 0 |
|
Главная Регистрация Вход RSS |
Приветствую Вас Гость |
Устройство вариатора скутера
Что такое вариатор? Вариатор – это механическая бесступенчатая передача.
Он используется для плавного изменения частоты вращения ведомого вала. В
основном на всех типах мотороллеров установлен клиноременный вариатор.
Он состоит из ведущего шкива, ведомого и клиновидного ремня и работает
только в зависимости от количества оборотов двигателя, не реагируя на
нагрузки (например при подъеме в гору, нагрузка на заднее колесо
увеличивается, а передаточное число остается неизменным), что является
одним из его недостатков.
Начнем с самого простого. Почему клиновидный ремень? Из рисунка видно,
что ремень в разрезе имеет трапециевидную форму и "вклинивается" в шкив
только своими боковыми поверхностями. При износе этих поверхностей,
благодаря своей форме, он врезается глубже в шкив и все равно остается в
хорошей сцепке с ним.
Как изменяется передаточное число? Устройство ведущего шкива (ведущий
шкив вращается коленвалом) таково, что его щеки при воздействии
центробежных сил плавно сжимаются и выталкивают клиновидный ремень все
дальше и дальше от центра шкива. Ведомый же шкив при этом наоборот,
разжимается, и ремень на нем плавно утопает все ближе и ближе к центру
шкива. Чем больше обороты двигателя - тем больше сжимается ведущий шкив и
разжимается ведомый, тем самым меняя передаточное число от коленвала к
заднему колесу. Этот процесс хорошо виден на этих рисунках:
Двигатель не запущен:
Малые обороты двигателя:
Средние обороты двигателя:
Максимальные обороты двигателя:
На рисунках показаны также положения клиновидного ремня в разрезе на
ведущем шкиве (слева) и ведомом (справа) при разных режимах работы
двигателя.
Как устроен ведущий центробежный шкив вариатора? Довольно просто!
Разберемся в его конструкции, показанной на рисунке:
1 - неподвижная щека шкива, жестко прикрученная к цапфе (хвостику)
коленчатого вала 5 болтом 8 с шайбой 6. Клиновидный ремень 2 размещен
между щеками 1 и 3. Щека 3 устроена так, что свободно перемещается на
валу 5. Перемещают ее ролики 4 которые упираются в упорную и неподвижную
щеку 9. Под воздействием центробежной силы, ролики 4 расходятся от
центра вала 5, тем самым сдвигая щеку 3 ближе к щеке 1 и выталкивая
ремень 2 дальше от вала 5. Положения роликов 4 и щеки 3 на разных
оборотах двигателя Вы уже видели на четырех рисунках выше.
Теперь немного о ведомом шкиве (рисунок ниже).
От ведущего шкива он отличается тем, что у него нет роликов, вместо них
пружина (смотрите рисунок справа). В тот момент когда на ведущем шкиве
щеки сближаются, выталкивая при этом ремень, на ведомом шкиве щеки (а
именно двигается щека 5 по валу 7, щека 6 установлена жестко и
неподвижна) наоборот, расходятся, сжимая пружину 3, и ремень опускается
глубже, что опять таки видно на режимах работы двигателя выше на четырех
рисунках. Благодаря пружине 3 клиновидный ремень всегда натянут, и
натяжение его пропорционально увеличивается с увеличением оборотов. Это в
свою очередь позволяет не проскальзывать ремню на более высоких
оборотах, на которых нагрузка больше чем на более низких.
Существуют также более простые модели мотороллеров у которых отсутствует
вариатор на ведущем валу. Вместо него установлен простой шкив и
передаточное число от него к ведомому фиксированное на всех оборотах
двигателя. Такие модели больше 50 км/ч. не развивают и "тупо" набирают
обороты с места. Ведомый же шкив у них такой же как и у вариаторных -
под пружиной и служит только для натяжения ремня. Единственный плюс
такого устройства - ремень служит дольше.
Дальше вступает в работу автоматическое сцепление, которое находится в сборе с ведомым шкивом.
|
Категория: Ремонт скутеров | Добавил: Dёnick (18.01.2011)
|
Просмотров: 1061 | Комментарии: 1
| Рейтинг: 0.0/0 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
|