Кривошипно-шатунный механизм ГАЗ-21 имеет пятиопорный литой чугунный
коленчатый вал, c закаленными поверхностями шатунных и коренных шеек. В
полостях шатунных шеек предусмотрены грязеуловители. Шатуны стальные,
кованные, двутаврового сечения. Поршни алюминиевые, луженые, имеют по
два компрессионных и по одному маслосъемному кольцу.
Уход за кривошипно-шатунным механизмом заключается в периодической
проверке крепления головки блока цилиндров и в очистке от нагара
поверхностей камер сгорания и днищ поршней.
В результате сгорания масла или применения бензина низкого качества
на внутренних поверхностях камер сгорания и на днищах поршней образуется
нагар, ухудшающий работу двигателя. Повышение склонности двигателя к
детонации, увеличению расхода топлива и падение мощности свидетельствует
о большом количестве нагара.
В этом случае рекомендуется снять головку блока цилиндров и тщательно
очистить покрытые нагаром поверхности.
После установки головки на место необходимо затянуть гайки.