В
ГАИ хотят бесплатно выдавать новые документы, а инспекторы на дороге
будут сверять их с базой. Водителям хотят упростить жизнь. ГАИ
предложило упразднить нотариальную доверенность на право управления
автомобилем, которая стоит 250—300 гривен и которую нужно переоформлять
каждые 3 года. Вместо нее хотят ввести заявление. В нем хозяин авто
должен написать фамилии тех, кому он доверяет вождение своей машины, и
подать лично в ГАИ. Процедура будет бесплатной, кроме того, заявление не
имеет «срока годности». Фамилии тех, кто имеет право управления, внесут
в электронную базу ГАИ, владельцу в течение суток отправят по почте
подтверждение: мол, такой-то учтен.
А сидящему за рулем нужны только права, техпаспорт и страховка
«автогражданки» на данное авто. Если инспектор вас остановит, то должен
будет связаться с постом ГАИ и проверить, внесен ли данный водитель в
базу. Процедура с гендоверенностью, которую часто оформляют при продаже
авто, чтобы не платить налоги, останется прежней. Напомним, ее
оформление стоит порядка 800 грн. В ГАИ утверждают: отмена обязательной
для невладельца авто доверенности на право управления им соответствует
европейским нормам. «Пока документ в стадии обсуждения, поэтому можно
внести в него любые изменения», — заверил нас руководитель пресс-службы
департамента ГАИ Игорь Клопотий. А вот изменения-то как раз и нужны,
причем кардинальные. В первую очередь, это может породить новый виток
коррупции — инспектор ведь может сделать вид, что не может связаться с
постом для проверки или заявление не обнаружилось в базе, чтобы
предложить договориться на месте.
ЮРИСТЫ. Юрист Алексей Святогор утверждает, что в ГАИ хотят поменять
«шило на мыло», ведь владельцу машины все равно нужно тратить время на
оформление заявления, разница лишь в том, что оно, в отличие от
доверенности, бесплатное. «Но думаю, что многие все равно будут возить с
собой подтверждение из ГАИ, чтобы защититься от вымогательства». По
словам юриста Вадима Володарского, ни доверенностей, ни заявлений
владельца в Европе нет: «Презумпция невиновности предполагает, что если
машина не числится в розыске, то водитель управляет ею законно. У нас
наоборот — человек должен доказывать, что он не угонщик». В МВД говорят,
что отказаться от контроля нельзя — иначе невозможно оперативно выявить
случаи угона.