Ассоциация
«Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины» призывает
правительство Украины отказаться от административного регулирования,
необоснованных обвинений участников рынка в спекуляциях и социальной
безответственности и перейти к поиску выхода из сложившейся ситуации
путем возобновления диалога.
Как говорится в сообщении www.ant-u.com, в противном случае ситуация на топливном рынке может развиваться непредсказуемо.
«Во-первых, считаем необходимым напомнить, что на протяжении января и
февраля 2011 г. владельцы автозаправочных станций выполнили взятые на
себя перед правительством обязательства по сдерживанию цен на
нефтепродукты. В частности, согласно решению Экспертно-аналитической
группы от 28 января под председательством А.П. Клюева с 1 по 23 февраля
цена на А-95 в основных сетях не превысила 9 грн./л. Хотя за этот период
отпускные цены на украинских НПЗ выросли в полном соответствии с
динамикой цен на нефть», - отмечается в сообщении.
По предварительным оценкам, убытки членов ассоциации, владеющих 1423
АЗС, в январе-феврале составили около 150 млн. грн. и продолжают
увеличиваться из-за опережения темпов роста оптовых цен по сравнению с
розничными. В связи с этим объединение назвало «грубой дезинформацией»
заявления некоторых чиновников о сверхприбылях АЗС.
Также ассоциация заявила, что обеспокоена ростом цен на
нефтепродукты. «Участникам розничного рынка высокие цены на топливо так
же невыгодны, как и потребителям, поскольку объемы продаж - основа
бизнеса АЗС - падают, а соответственно снижается и рентабельность работы
АЗС», - отметил президент ассоиации Леонид Косянчук, добавив, что
проблемы высоких топливных цен сегодня охватили как европейские страны,
так и американский континент, где бензин и ДТ подорожали до рекордных
уровней 2008 г.
Объединение также констатировало объективный характер повышения цен и
неизбежность дальнейшего подорожания нефтепродуктов до 10,00-10,20
грн./л на бензин А-95 и до 9,30-9,50 грн./л на ДТ. В сообщении
отмечается, что на заседании Экспертно-аналитической группы по вопросам
рынка нефтепродуктов 11 марта 2011 г. с этим согласились представители
Антимонопольного комитета и Минэкономразвития.
«Однако Минэнергоугля отказалось вести детальный диалог, установив
заведомо неадекватный уровень цены. При этом нет желания осознать то,
что сегодня на рынке присутствуют нефтепродукты различного качества,
которые имеют разную закупочную стоимость и поэтому не могут
реализовываться по одной цене на АЗС», - говорится в пресс-релизе.
Ассоциация отмечает, что дорогостоящие высококачественные
нефтепродукты импортного производства, отвечающие стандартам Евро-5, не
могут продаваться в одной цене с топливом класса Евро-3 и Евро-2,
производимым украинскими НПЗ. «Тем не менее, евротопливо для современных
автомобилей названо Министерством энергетики и угольной промышленности
чуть ли не причиной всех бед на рынке. Для корректного регулирования
рынка необходима разработка трех коридоров: для оптовых цен на рынке
Украины, для украинских топлив Евро-2 и Евро-3, для евротоплив класса
Евро-5. Пока же экспертно-аналитическая группа продолжает игнорировать
установление коридора на оптовые цены для НПЗ и коридора для
высококачественного топлива Евро-5, что вносит путаницу в понимание
ситуации на рынке, дезинформирует общественность, премьер-министра и
президента страны», - заявили в объединении.
Ассоциация предостерегла от «эйфории» по поводу решения проблемы цен
на топливо путем установления неких ценовых коридоров, не имеющих под
собой детального анализа ситуации. «Никуда не исчез с повестки дня факт
сохранения рекордных высоких цен на нефть и нефтепродукты в мире -
главная причина подорожания нефтепродуктов в Украине. Уверенно заявляем о
том, что все АЗС, которые не входят в сети нефтеперерабатывающих
компаний, при установленном предельном уровне 9,50 грн./л на бензин А-95
и 9,00 грн./л дизтоплива при торговле заводским продуктом несут убытки в
размере 50-70 коп./л. Мелкие операторы рынка и одиночные АЗС, как
правило, не имеющие запасов топлива, будут вынуждены прекратить торговлю
за наличный расчет в течение 7-10 дней. Уход с рынка этих операторов
увеличит приток клиентуры на оставшиеся в строю АЗС, которые также не
имеют больших запасов продукта», - отмечается в релизе.
Кроме того, отмечается, что не будет способствовать разрешению
ситуации эскалация напряженности между органами власти и
компаниями-поставщиками нефтепродуктов. «Присутствует ощущение, что у
кого-то есть надежды на изменение ситуации с помощью финансовых санкций и
штрафов со стороны АМКУ. Однако очевидно, что вышеупомянутую проблему
высоких цен на нефть в мире это никоим образом не решает. Ни в одной
стране Европы и США мы сегодня не видим таких путей борьбы с высокими
ценами, как давление на операторов рынка», - отмечает ассоциация.
Во избежание негативных социально-экономических последствий члены
объединения считают необходимым прекратить в стране бесперспективную
многолетнюю практику поиска виноватых и «демонизации» операторов
розничной торговли нефтепродуктами, приступив к выработке краткосрочных и
долгосрочных программ преодоления негативного влияния высоких топливных
цен на планете.
Ассоциация приветствует решение Минэнергоугля отказаться от идеи
введения пошлины на импорт нефтепродуктов, полагая, что министерство,
очевидно, согласилось с выводами ассоциации, правительственных
специалистов и отраслевых экспертов о том, что главным результатом этого
шага будет повышение цен для потребителей.
Также в релизе отмечается, что среди первоочередных мер в нынешней
ситуации должно стать хотя бы временное снижение налогов на
нефтепродукты. Это, по информации ассоциации, единственный действенный
метод, который сегодня рассматривают правительства стран Европы для
борьбы с высокими топливными ценами. «Другой возможности противостоять
высокой стоимости нефти и нефтепродуктов нет. Если все время говорить
«сахар», во рту слаще не станет, как и не упадет стоимость нефти в мире
от победоносных заявлений для общества и докладов президенту про
установление каких-то надуманных ценовых коридоров».