Описание полноприводного прототипа 4х4 на базе Нивы... нет двух Нив и одного фаната История написана лично автором на нашем форуме.
Приветствую всех форумчан! Видя интерес к ПРИМУСУ 4х4, не могу отказать в повести, о его рождение. А пока знакомтесь С
чего же всё началось?( внимание!!! я слаб в орфографии и сам об этом
знаю ) А с того ,что я занял знакомому на ниву, она оказалась гнилая и
в результате так и осталась у меня на подотчёте, а что Вы хотели за
12000 рублей. Я увлекаюсь OFF ROADом (на авто по бездорожью, кратко),
но длиннобазый HI-LUX, не вписывался в повороты в один приём на
спринте, а в болоте его тяжёлую морду тяжко было выковыревать из чачи,
класс стандарт лебёдки запрещены. Видя как заряженные нивки ловко
снуют, я подумал, а почему нет, кузов гнилой к лешему, сварганю каркас,
поменяю развесовку ,ведь это косяк стандартной нивы, вес в основном на
морде и слабые ланжероны. Это я так думал,что нам стоит ,прот
построить. Не желая учиться на своих ошибках я неделю пропал за
компом в сети, так и не найдя того что мне надо, на данном форуме я
наткнулся на что то похожее из Австралии, но заче м мне агрегаты от
Субару,когда нивкины ржавеют. Тогда я плюнул на монитор и так как я не
селён в компах ,особенно в графических программах, сел с карандашом за
отмасштабированные габаритные рисунки Нивы, накидал поверх каркас,
покрутил в руках вроде ничё, но решил я подвеску сделать полностью
независимой (типа как на тарзане),чем облегчил первый этап сборки.
Конечно имея опыт и чертежи, нужно идти другим путём, но данный эпос
для новичков, которые рискнули ,как я когда то ,наобум, без
опыта,чертежей но с горячим желанием. Этап 1. задача что бы
все узлы ,агрегаты и т.д. были заводскими,без изменений. для этого я
купил новые ланжероны и переднию балку (одна то есть уже), собрал ланжи
с балками ,поставил их зеркально друг другу, отрезал две трубы 50х50 с
таким учётом,что бы вставив трубу в лонжероны, растояние от передней
балки до задней (задняя развёрнутая передняя,под передний диф,)было под
собранную трансмиссию,для этого Вам надо закрепить на балках дифы( как
на шеви ниве) ,присоеденить карданы к дифам,так как меняем развесовку и
расширяем арки,меняем их местами,передний на зад ,задний на перед,если
решите базу удлинить, ставьте два задних длинных кардана,теперь
собираем их к раздатке, всё база готова. так как лонжероны соеденены
трубой по самой низкой точке, смело выставляем вплотную к примеру на
стол Нитро, я использовал вроде стапеля с двумя параллельными трубами в
среднем уровне, для контроля точек, далее на прихватках и где надо
временных распорках ,всё это дело раскрепляем, ан нет ,балки ниже
лонжев,выставляем на временных проставках, балки вплотную к столу
,самый важный момент,отредактируйте очень точно балки
,лонжероны,проверьте зеркальность,вертикали и горизонтали,проверьте
карданы,у них должен быть чуть свободный ход, а раздатка не ниже труб
соединяющих лонжи,так как эти трубы станут нижней частью
пространственногокаркаса, именно ей вы будете операться при перевалке
через бревно (очень большое бревно).
Этап 2. что бы не было
ошибок в общей схеме всех агрегатов, их желательно всётаки (основные)
хотя бы временно разместить, не поленитесь, сделайте подъёмник ,хоть с
ручной лебёдкой, корячить двигло тяжко и грыжеопасно, дело в том что
раздатку сместили назад, а за ней коробку и двигло,при этом двигатель
приподнят, иначе картер двига упирается (если оставить стандартную
схему нивы,такого гемороя не будет, но мы же лёгких путей не ищем,мы
строим внедорожник а не паркет, мать его). Этап 3. Приступаем к
полу, наружние контуры в соответствие с задуманными габаритами, у меня
чуть меньше нивы, уже не надо, пол выше нижних труб, это помогает нам
создать с помощью ферменных конструкций практически раму с лонжеронами
по краям. Советую собирать сперва на прихватках, а потом, когда
появиться жёсткая конструкция, обваривать крест накрест, это поможет
избежать искажений при сварке, не ленитесь если нужно, выставить
временные раскосы, если конечно вы жаждите точного исполнения,
нарезайте лево право сразу в зеркале,если вдруг заготовка с одной
стороны не встаёт как нужно, а с другой всё красиво,значет есть
геометрическая ошибка. Этап 4. Пол готов, выставте
водительское кресло, сядте в него, как вам лежит в руке рычаг
скоростей, я тупо кресло поставил по отношению к раздатке как на
ниве,от туда можно дюзнуть и расположение педального узла и руля, всё,
основные параметры у вас на стапеле, меряйте, редактируйте чертежи,
добивайте интелектуальную работу, чуть не забыл, карданчик рулевого
придётся нарастить, рулевой редуктор мило встанет на заводское место на
лонжероне, педаль газа ставьте с тросиком,так легче. Я уже говорил ,что
чем хороша Нивкина балка,тем что вся подвеска на ней, вставил в каркас
и готово.
Многие
баггисты наверное скажут, ну и геморойно, я и сам, просматривая как
собирают багги, заметил,что трансмиссия и двигло, это середина сборки
или конец, но при моноприводе, особенно заднем, енто допустимо, при
полном, если сохранить без изменений узлы, есть риск, что что то ,потом
встанет не там как надо, не влезет или наращивать надо. Я старался все
узлы и агрегаты унифицировать с нивой, даже проводка там от нивы,
зачем?- для ремонта в любой дыре, магазин жигулёвских запчастей есть
практически везде .Кузов планировался закрытым изначально, печка стоит
и функционирует, Сибирь однако!!! Поэтому кузов не сильно по ширине
заужен , приглядитесь к открытым аналогам, там иногда локти за габариты
торчат, незабывайте, это полный привод, нужно место для раздатки,
кресла тесней не сдвинуть, рулевая колонка жиговская хороша тем ,что на
ней висят педали, само собой они уже выверены между собой, ну и при
стандартной электрике, только колодки стыкуй . Да, у кого то уже
есть сомнения, как он карандашом, правильно всё продумал, дело в том
,что я строитель, и работа с фермами, моя повседневность, мозг в 3-д
работает. Плюс, всё проверено испытаниями в экстремальных условиях,
панели кузова из АКП и крепяться посредством алюминиевых клёпак, не
одну не срезало, но продумать всё за раз не смог ,честно говоря,
готовиться к сдаче в электронном виде (теперь уже) рейстайлинговый
вариант, вот там уже, чертишь на плоттере сразу в масштабе элементы ,
свариваешь их в пространственный каркас, и начиняешь енто дело
агрегатами,узлами и остальной ерундой. А кто рядом , могу и на заказ
сварить и обшить, но не более, типа кит кар. Обилие труб пусть не
пугает, в основном использована профильная труба 25х25, 25х40стенка
1.5, основа каркаса безопасности 60х40х3. Вся конструкция создана не на
мощи трубы, а на жёсткости ферм, при этом они дублируют друг друга, как
раз на фото (см.выше) видно,как фермы заднего крыла , держат ланжерон
во всех плоскостях, нагрузка растекается по конструкции, в итоге и швы
делят её. Где то я видел пространственный каркас от ламборджине ,для их
внедорожника, аналога Хамера, там поутина ещё хлеще. Для новичков, плюс
в минимальном наборе инструмента, главное сварочный и углорезка,
профильную трубу всегда легче подогнать, но и при желание, не кто не
мешает применить круглую с трубогибом. Каркас задаёт сразу форму, и
если Вас ,как и меня, не смущает рубленный дизайн, крепим обшиву
непосредственно к нему, на профильную трубу это без проблем. Насчет цены - я подсчитал и офигел Трубы +- 10000 АКП +- 12000 Алюм.текстур.+- 4500 нива убитая 12000 нива убитая 10000 новые запчасти 35000 стёкла 3000 резина 20000 лебёдки 46000 гидрач с работой 32000 что то забыл +-10000 ИТОГО 194000 охрфигеть ,а если не сам ,умнож на два (как минимум) правда резину, гидрач и лебёдки отними. Блокировки
не ставь, при данной развесовке, как стандарт с блокировками, я сперва
установил, но так как с педалью не дружу, порвал на три раза, выбросил,
поломки прекратились, правда поставил два ручника ,раздельно на
зад,право -лево, или ставь принудиловку, но на передний мост я не видел
такой, опять же, может мне косячные достались, вроде винтовые, но
жёстко срабатывали . Пробуем
повышать уровень, правда сказать я идейный координатор (использую
служебное положение на работе), а за компами разминается другой человек
, я же рядом сижу ,то в монитор тычу пальцем, то в свои чертежи с
кульмана. Забыл добавить, енто работаем над рейстайленговым
Примусом, вообще, дизайн выверен минимализмом и функциализмом, теперь
понятно, почему вся военная подобная техника похожа, так что и Хамер
один в один подогнать, уже не проблема, благо научились делать это на
компе, а потом на стапель (а не наоборот , как я ваял раньше, да да,
ваял блин, как скульптор). В Примусе №2 увеличено подкопотное
пространство, встроенные фары головного света, убран тяжёлый обвес ,но
предусмотрено изначально место под лебеду с сохранением боевой
жёсткости кузова, кое что улучшено и облегчено в целом. Масса Примуса
на +-100 кг. легче донора Нивы( масса Нивы 1210 кг, где то видел
1350кг. тогда на 240кг), при этом жёстче и безопасней ( на ниве нужно
усилить ланжы и встроить каркас , + 100,150кг. добавочно). Если Примус
сделать открытым, то ещё порядочно полегчает. Примус №2 будет ещё легче.
|