Все помнят это чудо? Так вот, желающие найдут далее чертежи для этого квадроцикла, что бы собрать его своими руками!
Универсальное мототранспортное средство, которое я разработал,
предназначено для передвижения по любым дорогам и лесным тропам; к тому
же оно может буксировать за собой прицеп массой до 250 кг. Машина
эксплуатируется вот уже три года, но замечаний по устройству,
управляемости и надежности у меня не было.
В зимнее время ее несложно переоборудовать, заменив задние колеса на
пневматики и установив спереди рулевую лыжу; машина таким образом
превращается в снегоход, причем на трансформацию требуется менее часа.
Использование при изготовлении вездехода доступных материалов, простота
конструкции вполне могут обеспечить повторяемость машины даже в условиях
домашней мастерской.
Рама МТС изготовлена из труб круглого сечения, квадратных профилей и
уголков. Ее особенностью являются разъемные соединения, позволяющие
снимать узел рулевой колонки при установке двигателя, а также балку
переднего моста. Каждый из разъемов состоит из обычной «водопроводной»
муфты, сгона и контргайки.
Для натяжения цепи, связывающей двигатель с редуктором, моторная рама
(часть рамы мотоцикла «Минск») передвигается; ось задних колес с
подшипниками также имеет возможность перемещаться в продольном
направлении, что позволяет регулировать натяжение второй цепи,
соединяющей редуктор с задней осью. Передние и задние крылья съемные (в
варианте снегохода они отсутствуют). Стыковка элементов рамы
производилась электросваркой.
Двигатель мототранспортного средства — от мотоцикла «Минск»,
замечаний к его работе у меня нет. Возможна, конечно, установка более
мощных двигателей — от мотоцикла «Восход» или мотороллера «Тула»;
необходимо только скорректировать под них размеры рамы. Выбор же
«минского» двигателя был обусловлен его экономичностью и малой массой.
Мощность его оказалась вполне достаточной для поездок на снегоходе с
пассажиром, возможна также буксировка лыжника или саней. Пусковые
свойства мотора и летом и зимой вполне удовлетворительные.
Путевое управление летнего варианта мототранспортного средства
обеспечивается поворотом передних колес с помощью двух тяг; для зимнего
варианта предусмотрен рычаг и тяга, соединяющая его с вилкой лыжи.
Последняя позаимствована от мопеда. Передний мост — от мотоколяски СЗД,
правда, несколько уменьшенный: из его балок вырезаны участки и
центральные части (с болтом крепления торсиона) сварены с периферийными
(с втулками рычагов подвески). В зимнем варианте рычаги, поворотные
кулаки, тяги и торсионы демонтируются.
Руль — от мотороллера «Турист», он отлично стыкуется с рулевым валом
болтом М10. Органы управления стандартные, мотоциклетные. Рычаг тормоза
связан тросом с тормозными колодками, установленными на редукторе.
Редуктор. Его основой стала ступица заднего колеса мотороллера
«Тула-200», к которой со стороны тормозного барабана приварена
звездочка. Привод задней оси осуществляется цепью с шагом 19 мм.
Трансмиссионный тормоз позволяет существенно упростить конструкцию
задней оси. Звездочка на оси фиксируется болтом М14, аналогично крепятся
ступицы ходовых колес, как это показано на чертежах. В качестве основы
редуктора можно использовать не только ступицу колеса «Туриста», но и
других мотосредств.
Ось ведущих колес — это пруток диаметром 30 мм; концы его проточены
до Ø25 мм, на эти места надеты точеные ступицы. Колеса используются от
мотоколяски размером 5,00X10,0. Зимние колеса обычной для пневмоходов на
шинах низкого давления конструкции: с фанерными дисками, алюминиевыми
ложементами и креплением камеры ремнями. Подшипники оси двухрядные, они
имеют конусные вставки с гайками, которые хорошо фиксируют ось и не
требуют высокой точности обработки.
Дополнительное оборудование. К нему можно отнести передний и задний
багажники, фары, световые сигналы поворота и стоп-сигналы; места их
крепления показаны на рисунках.
Конструкция вездехода проста, сделать его можно буквально за
несколько дней в достаточно примитивной мастерской — разумеется, если в
наличии есть все комплектующие узлы. А возможности использования такой
машины — самые широкие: в качестве лебедки при вспашке огорода, для
привода дисковой пилы, как простейший садовый трактор (отличная
проходимость по пашне, поэтому возможна культивация, окучивание и т.
п.). К тому же можно повысить проходимость, установив спаренные задние
колеса. Можно также смонтировать реверс-редуктор от мотоколяски СЗА, в
котором дифференциал заменен валом, и тогда вездеход получит заднюю
передачу. Износ резины из-за отсутствия дифференциала не наблюдается, и
на управляемости это не сказывается.
К. ДАВЫДОВ
Понятно, что автор используя общие чертежи квадроцикла и современные
материалы усложнил подвеску и доработал некоторые детали. Для тех, у
кого руки растут из нужного места – это не будет проблемой. Сравните с
рамой:
ПыСы.: добавил чертежи квадроцикла на базе урала, вдруг кому будет полезен.
|