Самодельный картинг «Юниор» конструктивно отличается от картинга
«Пионера», однако технология изготовления обоих одинакова. Поэтому
подробное описание подготовки шаблонов, оснастки и материалов, а также
способы гибки труб и порядок сварки рамы я опускаю и адресую читателя к
статье «Пионер» — карт для начинающих» («М-К» № 4 и 5 за 1982 г. с тем, чтобы основное внимание сосредоточить на элементах, присущих только «Юниору».
Кардинальные отличия рамы том, что она уже не клиновидная и имеет
шкворневые проушины, боковые отбойники, дополнительный лонжерон и три
опоры заднего моста. Педалей — две: газа и тормоза (стальная труба
З0ХГСА 0 12X2). Педаль сцепления отсутствует, ее заменил рычаг,
вынесенный на
рулевую колонку под левую руку водителя. Колонка тоже из трубы З0ХГС
А, установлена примерно так же, как на картинге «Пионере»,
только передняя опора ее расположена не на передней балке, а на
швеллерной консоли. Во втулку последней запрессован подшипник ШС-10,
позволяющий менять угол наклона колонки.
Последняя удерживается вверху в капроновом или фторопластовом
подшипнике.
С поворотными кулаками колонка соединена рулевыми
тягами из стальной трубы диаметром 14X1,5 тяги имеют
на концах правую и левую резьбу для регулировки развала колес.
В отличие от карта «Пионер» шкворневые проушины поворотных кулаков
здесь принадлежат раме — приварены к концам передней балки. Рядом с ними
находятся верхние точки крепления переднего отбойника — уши, а на
изгибах балки — нижние точки: штыри.
Боковые отбойники фиксируются на лонжеронах рамы двумя болтами
каждый и ограждают колеса от попадания посторонних предметов. Задние
отбойники конструктивно мало чем отличаются от находящегося на
«Пионере», и способы крепления их к раме одинаковые (см. рис. 5 в «М-К»
№4 за 1982 г.).
Но вернемся к поворотному кулаку. Он состоит из полуоси, выточенной из
стали 45, шкворневых и распорной втулок, кронштейна тормозной машинки и
сошки — все из стали 20.
На полуось надевается ступица переднего колеса, которая
конструктивно отличается от «пионерской»: к одному ее торцу крепится
тормозной диск из Д16Т или В95, а к другому — диск колеса, выточенный из
целого куска того же материала.
По техническим условиям на картинге класса «Союзный»,
к которому принадлежит «Юниор», предусматриваются дисковые
гидравлические тормоза, как задник, так и передних колес.
Но приводы раздельные от двух одинаковых тормозных цилиндров,
расположенных на левом лонжероне рамы возле сиденья.
Корпуса и крышки цилиндров выполнены из Д16Т или В95, а поршни и
подпоршни — из чугуна СЧ21-40. Последние имеют лункообразные
углубления для толкателей, соединенных качалкой и тягой с педалью
тормоза. Гидрожидкость от цилиндров к тормозным машинкам поступает по
пластиковым трубкам.
Хотя размеры и конструктивное выполнение передней и задней тормозных
машинок разные, принцип их действия один и тот же. Одинаковы и
применяемые материалы.
Суппорты изготовлены из Д16Т или В95, поршни из латуни, а
тормозные накладки, винты
их крепления и цапфы из стали 45. Фрикционные пластины из материала
«ферродо».
Конструкция заднего моста в основном повторяется (см. рис. 6 в «М-К»
№ 4 за 1982 г.). Незначительно изменились только вал (титан ВТ6, ВТ16
или ВТ20), диски колес (Д16АМ или АМц), ступицы звездочки и тормозного
диска (Д16Т или В95), сам диск (чугун СЧ21-40), и добавился третий
корпус подшипника (Д16Т).
На ступицу совместно установлены две звездочки из стали или
дюралюминия с разницей в числе зубьев, обеспечивающей подгонку привода
под вес карта и гонщика, мощность двигателя и частоту вращения его
ведущей звездочки.
На самодельном картинге «Юниоре» использован
двигатель ММВЗ-3 115. Крепление к раме у него такое же, как на любом
другом карте. При установке мощного двигателя (для
класса Ц ) необходимо увеличить до 30 мм диаметр вала и
соответственно изменить размеры подшипников.
Бензобак — двухлитровая полиэтиленовая канистра — расположен слева на
раме за сиденьем.
Но он может размещаться и под рулевой колонкой. Топливо К
карбюратору подается бензонасосом, прикрепленным к кронштейнам заднего
моста на правом и дополнительном лонжеронах. Бензонасос приводится в
действие от эксцентрика на валу заднего моста.
Об изготовлении и установке сиденья, а также об окраске и отделке
рамы и узлов карта можно также прочитать в «М-К» № 4 и 5 за 1982 г.
Самодельный картинг «Юниор»:
1 — боковой отбойник, 2 — педаль газа, 3 — передние отбойники, 4 —
педаль тормоза, 5 — тормозной диск, 6 — левая передняя 70рмозная
машинка, 7 — блок тормозных цилиндров, 8 — рычаг сцепления, 9 — рычаг
переключения передач, 10 — задний отбойник.
Рама карта:
1 — штырь установки переднего отбойника, 2 — втулка педалей, 3 —
передняя Салка, 4 — уши крепления переднего отбойника, 5 — шкворневая
проушина, 6 — кольцо проводки троса газа,
7 — штырь установки рулевой колонки,
8 — опоры сиденья, 9 — втулки крепления боковых отбойников, 10 —
кронштейн задней тормозной машинки, 11 — кронштейн заднего моста, 12 —
лонжерон, 13 — место крепления тормозных цилиндров, 14 — опора рулевой
колонки, 15 — консоль опоры, 16 — кольца для зацепления пружин педалей,
17 — передние точки крепления полика, 18 —
задние точки крепления полика, 19 — опора оси рычага переключения
передач, 20 — средняя балка, 21 — дополнительный лонжерон, 22 — задняя
балка, 23 — место установки заднего отбойника, 24 — передний отбойник,
25 — боковой отбойник, 26 — задний отбойпик.
Тормозной цилиндр: 1 — крышка, 2 — корпус, 3 — пружина, 4 — поршень, 5
— манжета, 6 — шайба, 7 — подпоршень, 8 — стопорное кольцо.
Передняя правая тормозная машинка: 1 — суппорт, 2 — пружина, 3 — винт
крепления накладки, 4 — поршень,
5 — резиновая манжета, 6 — тормозная накладка, 7 — фрикционные
пластины, 8 — отверстие для прокачки цилиндра (у левой тормозной
машинки оно слева от оси симметрии суппорта).
Задняя тормозная машинка:
1 — суппорт, 2 — пружина, 3 — винт крепления накладки, 4 — отверстие для
прокачки цилиндра, 5 — поршень, 6 — резиновая манжета, 7 — подвижная
тормозная накладка, 8 — фрикционные пластины, 9 — неподвижная тормозная
накладка.
Поворотный кулак переднего колеса:
1 — диск колеса, 2 — ступица, 3 — полуось, 4 — тормозной диск, 5 —
тормозная машинка (заглушка отверстия для прокачки цилиндра, штуцер
проводки гидрожидкости и нижняя цапфа сняты), 6 — верхняя цапфа
(размеры в скоб-
ках — для задней тормозной машинки), 7 — кронштейн тормозной машинки, 8 —
малая шкворневая втулка, 9 — большая шкворневая втулка, 10 — сошка, 11 —
передняя балка, 12 — шкворневая проушина, 13 — шкворень, болт М8.
Вал задних колес.
Диск колеса (заднего).
Ступица тормозного диска.
Тормозной диск.
Ступица звездочки.
(Источник журнал Моделист-Конструктор 5.1984
)
|