Картинг класса «Пионер» — самый маленький из
спортивных гоночных автомобилей. Рабочий объем его двигателя всего 50
см3. Такие карты строят для гонок, в которых участвуют ребята в возрасте
от 9 до 16 лет. К сожалению, промышленность эти машины пока не
выпускает, и они создаются в секциях и кружках.
В отличие от «взрослых» картингов «Пионер» имеет свои конструктивные особенности.
Рама его, к примеру, сварена из более тонких труб и имеет
клиновидную форму. Ей присущи технологичность и надежность. Обладает она
преимуществами перед себе подобными и в жесткости и прочности.
Кстати, такой конфигурации рамы мы делаем для картов не, только,
класса «Пионер», но и «Юниор» и «Союзный».
Начальный этап строительства — разработка чертежей и подготовка
приспособлений и оснастки.
Раму удобнее всего вычерчивать в натуральную величину на листе
миллиметровой бумаги, наклеенной на плотный картон. Такой чертеж в
дальнейшем послужит плазом, по которому вчерне подгоняются отдельные
элементы.
Вычерчивать раму необходимо в двух проекциях — вид сверху и вид сбоку.
Отдельно изобразите передний лонжерон. Пусть вас не смущает отсутствие
некоторых размеров на чертеже — это значит, что детали здесь надо
подгонять по месту.
Следующий этап — изготовление стапеля для сборки рамы. Он
потребуется в том случае, если вы намерены производить эти машины малой
серией.
Основание стапеля — лист дюралюминия размером 1700X900 мм толщиной
15—20 мм. Вдоль его большой оси проводится четкая продольная линия —
след плоскости симметрии рамы карта и перпендикулярно ей — базовая линия
для установки фиксаторов шкворневых втулок.
Отверстия в последних необходимо разделывать на расточном станке —
это обеспечит необходимую точность установки втулок при сварке рамы.
На стапеле устанавливаются также стальные уголки для фиксации
продольных лонжеронов.
Сама рама собирается из двух продольных лонжеронов, трех поперечин
(передней, средней и задней), переднего отбойника и кронштейнов
крепления рулевой колонки. Для ее элементов предпочтительнее всего
хромаисилевые (из материала 30ХГСА) или цельнотянутые трубы из стали
марки 20.
Порядок их подготовки к сборке таков. Нарежьте трубы с припуском
около 30 мм и согните с помощью приспособления по чертежу-плазу. Эту
операцию лучше всего выполнять без нагрева. Предлагаю несколько наиболее
рациональных способов такой обработки.
Наиболее просто гнуть трубы с использованием вставленной внутрь
пружины из проволоки марки О ВС. Она навинчивается на токарном станке и
затем обязательно нормализуется. Для более толстых труб потребуется
проволока 2,5—3 мм, а для остальных 1,5—2 мм.
Внешний диаметр пружины должен получиться таким, чтобы она
вставлялась в трубу с некоторым усилием.
Если рама карта изготавливается в зимнее время, то перед гибкой в
трубах можно заморозить воду. Неплохой эффект дает заливка расплавленной
канифолью.
И наконец, традиционный способ обработки — с набивкой Просеянным и
прокаленным песком. Трубу легче согнуть, прогревая место изгиба пламенем
горелки или паяльной лампы.
Но этот способ менее предпочтителен, поскольку нагрев легированной
стали существенно снижает ее прочность и упругость.
Придав заготовкам требуемую форму, подгоните — припилите их друг к
другу так, чтобы в стыках не оставалось зазоров. Эту работу начинайте с
установки на стапель передней поперечины (середину совместите с осевой
линией стапеля). Далее на одной из сторон установите фиксатор со
шкворневой втулкой и подгоните к ней поперечину так, чтобы
образовавшаяся плоскость была наклонена под углом около 30 градусов к
вертикали. Ту же операцию проделайте с противоположной стороны стапеля.
Подготовленную таким образом переднюю поперечину прижмите скобами к
стапелю и к ней припилите продольные лонжероны. К последним аналогичным
способом пристыкуйте заднюю поперечину, а к передней поперечине —
отбойник.
Все элементы рамы зафиксируйте на стапеле скобами и прижимами,
проконтролируйте еще раз их положение и приступайте к сварке. Наилучшие
швы получаются при использовании аргонно-дуговой или углекислотой
сварки, несколько худшие результаты дает обычная электросварка.
Газовой же следует пользоваться в последнюю очередь.
Сваривайте раму в несколько этапов. Сначала «прихватите» все стыки —
каждый в одной-двух точках, а затем приварите их полностью. Не снимая
рамы со стапеля, приварите кронштейны крепления двигателя и задней оси.
Последние предварительно посадите на ось — это поможет обеспечить ее
перпендикулярность плоскости симметрии рамы.
Оси же педалей, кронштейны рулевой колонки, среднюю поперечину и
опоры сиденья следует приварить только после предварительной «примерки»
карта к гонщику. Нижняя часть сиденья располагается на одном уровне с
низшими точками лонжеронов рамы. Правильная посадка гонщика имеет
следующие признаки: спина наклонена назад на 20—25°, ноги слегка согнуты
в коленях.
Последними привариваются ушки крепления пола, кронштейны и трубки
переднего верхнего отбойника, косынки в местах соединения продольных
лонжеронов с передней поперечиной и ушки рычага переключения передач, а
также упоры тросов.
Для переднего моста понадобится несколько точеных деталей, в
частности передние ступицы (из Д16Т). цапфы (из З0ХГСА), бронзовые
втулки и шкворни из стали 45 или 40Х.
Проушину переднего моста лучше всего выгнуть из стальной полосы
размером 40x30 мм по шаблону. К ней следует приваривать рычаг,
усиливающую косынку и в последнюю очередь цапфу.
Конструкция заднего моста достаточно проста и технологична.
Ступицы корпуса подшипников отлиты из алюминиевого сплава с последующей чистовой обработкой на токарном и фрезерном стайках.
Тормоз карта — дисковый с гидравлическим приводом. По техническим условиям картинг класса
«Пионер» оснащают только тормозом задних колес.
Тормозной диск закрепляют на задней оси карта, а на раме
устанавливают тормозную машинку. Корпус ее дюралюминиевый, рабочий
цилиндр стальной (З0ХГСА или Ст. 45). Поршень из латуни или же из
материала Д16Т,
Можно использовать и передний колодочный тормоз от мотороллера Т-200
или мотоцикла М-106.
При его монтаже следует очень внимательно отнестись к центровке
тормозного барабана.
Для подбора оптимального передаточного отношения цепного привода
заднего моста рекомендуют изготовить комплект ведомых звездочек с числом
зубьев от 22 до 28 с интервалом через два зуба. Это в значительной
степени облегчит подгонку привода под вес карта и гонщика, мощность
двигателя и частоту вращения его ведущей звездочки.
Диски колес карта можно сделать из алюминиевых сплавов Д16АМ или
ЛМГ-6. Толщина листа заготовки 2—3 мм. Способ выдавливания диска
следующий.
Сначала из любого металла вытачивается пуансон. Заготовка
поджимается к нему задней бабкой токарного станка и закрепленным в
резцедержателе роликом обкатывается до тех пор, пока не при-
мет форму пуансона. Обработка ведется при частоте вращения патрона
станка от 150 до 300 об/мин, в качестве смазки применяется обычное мыло.
Отверстия в дисках колес лучше всего сверлить по шаблону-кондуктору.
Последний желательно сделать из стали и закалить. Не пожалейте на
это труда, особенно если вы задумали построить несколько машин.
Крепления передних колес, рулевых тяг и педалей необходимо
шплинтовать; вполне допустимы и самоконтрящнеси гайки.
Рис. 1. Картинг класса «Пионер»:
1 — передний верхний отбойник, 2 — педаль газа, 3 — педаль тормоза, 4 —
рычаг переключения передач, 5 — задний отбойник, 6 — тормозной диск, 7 —
главный тормозной цилиндр, 8 — рама. Л — подшипник рулевой колонки, Б —
подпятник рулевой колонки.
Рис 2. Рама картинга:
1 — передний нижний отбойник, 2 — оси педалей, 3 — передняя поперечная
балка, 4 — шкворневая втулка, 5 — продольный лонжерон, 6 — кронштейн
крепления пола, 7 — кронштейн крепления рычага переключения передач, 8 —
косынка, 9 — передняя опора двигателя, 10 — задняя опора,
11 — кронштейн задней оси, 12 — задняя поперечина, 13 — кронштейн
крепления главною тормозного цилиндра, 14 — ось тормозного рычага, 15 —
опоры сиденья, 16 — средняя поперечина, 17 — кронштейн рулевой колонки,
18 — ось-упор рулевой колонки.
Рис. 3. Поворотный кулак переднего колеса: 1 — ступица, 2 — ось, 3 –
диски колеса (размер в скобках — для внутреннего диска), 4 — скоба, 5 —
шкворень, 6 — вкладыш (2 шт.), 7 — передняя поперечная балка, 8 —
шкворневая втулка, 9 — сошка.
Рис. 4. Опоры двигателя:
слева — передняя, справа — задняя.
Рис 5. Отбойники: 1 — передний, 2 — задний, 3 — элементы крепления заднего отбойника к раме.
Рис. 6.
Задний мост:
1 — ступица колеса,
2 — тормозной диск,
3 — ступица тормозного диска,
4 — опорный кронштейн моста,
5 — вал,
6 — диски колес,
7 — звездочка,
8 — ступица звездочки,
9 — корпус подшипника,
10 — тормозная машинка.
Pис 7.
Построение рулевой трапеции
Рис. 8.
Рулевое колесо.
бЗю
(Источник журнал Моделист-Конструктор 2.1984)