Езда на электрокарте именно такая — бесшумная и
стремительная. Мы получили его, переоборудовав обычный стандартный карт.
Двигатель внутреннего сгорания сняли, а сиденье сдвинули вперед на 100
мм, что позволило установить на раме между ним и задней осью
аккумуляторную батарею 6СТ-132.
Такая компоновка понизила центр тяжести электрокартинге и
улучшила распределение веса агрегатов по колесам.
В качестве двигателя применили доработанный стартер мощностью 1,6
кВт и напряжением 12 В от автомобиля ЗИЛ 130. Цель доработки — улучшить
охлаждение стартера, то есть создать такие условия, в которых он работал
бы не считанные секунды, как на автомобиле, а десятки
минут.
Модернизировался стартер внутри и снаружи.
Внутренняя модернизация заключалась в замене подшипников скольжения
шариковыми, что повлекло за собой видоизменение торцевых крышей.
Переднюю, в которую впоследствии установили подшипник № 202, выточили из
стали (рис. 2). (Вентиляционные отверстия в принципе могут иметь любую
конфигурацию, лишь бы их площадь была максимальной.)
Заднюю же крышку только переделали: удалили заклепки щеткодержателя и
обточили ее на токарном станке согласно рисунку 2. Затем с помощью
новых заклепок и изоляционных втулок прикрепили к задней крышке
щеткодержатель и выточенный из стали корпус для подшипника №
201.
Изменили и вал ротора. Зажали его в центрах и проточили. На одном
конце нарезали также шлицы под звездочку от мопеда, а на другом —
канавки шириной 2,5 и глубиной 1 мм для увеличения площади охлаждения.
Таким образом, внутренняя модернизация подготовила все для того, чтобы
стартер мог отдавать максимальное количество тепла, выделяемого в
работе. Забирать его предназначалось воздуху, прогоняемому через стартер
специальным вентилятором.
В этом заключалась суть внешней модернизации.
Для обдува мы использовали центробежный вентилятор от отопителя
кабины автомобиля ГАЗ-51. Вместе с двигателем прикрепили его хомутом к
стойке, приваренной к корпусу стартера (рис. 4). Выход вентилятора и
кожух, закрывающий щетки, соединили коротким патрубком. Тумблер
включения вентилятора поместили на кронштейне руля.
Стартер же включается самодельным механическим контактором (рис. 3).
Крышку из изоляционного материала с контактами, шток (его обточили)
и замыкающую шайбу взяли от втягивающего реле используемого стартера.
Втулку в плато развальцевали. Таким же способом закрепили в скобе и упор
оболочки тросика. Остальные детали соединили винтами.
Пружину стакана выбрали пожестче — такая надежнее.
Особое внимание обратили на то, чтобы она входила в стакан с
минимальным зазором. Точно так же входит в пружину и короткий шток.
Возвратная пружина — для перемещения деталей контактора в исходное
положение «выключено». Ее кронштейн прикрепили к изоляционной
крышке двумя винтами М4.
Винты-ограничители служат и для регулировки. Ими добиваются
четкого срабатывания контактора.
Весь электроагрегат установили на месте двигателя внутреннего сгорания
и прикрепили к раме карта с помощью кронштейна из уголка 45x45 мм,
приваренного к корпусу стартера. Тросик управления контактором
сблокирован с педалью газа, ею двигатель и включается.
Рис. 1. Общий вид электрокарта (защитный кожух с аккумуляторной батареи снят).
Рис. 2. Новые и доработанные элементы конструкции электростартера:
1 — передняя крышка. 2 — задняя крышка. 3 — корпус подшипника, 4 —
изоляционная втулка (эбонит, 4 шт.), 5 — заклепка (8 шт.), 6 — якорь.
Рис. 3. Контактор:
1 — плата, 2 — скоба, 3 — ось, 4 — рамка, 5 — рычаг, 6 — втулка, 7 —
винт-ограничитель, 8 — шток, 9 — стакан, 10 — кронштейн, 11 — упор
тросика, 12 — возвратная пружина, 13 — кронштейн пружины, 14 — пружина
стакана, 15 - винт-ограничнтель, 16 — шток контактора, 17 — пружина
контактора, 18 — контакторный винт, 19 — корпус.
Рис. 4. Компоновка злектроагрегата:
1 — стартер. 2 — приводная звездочка. 3 — вентилятор с двигателем,
4 — кожух стартера с патрубком, 5 — контактор, 6 — тросик управления контактором, 7 — кронштейн крепления агрегата к раме карта.
|